XII век — период расцвета архитектуры испанских городах. Особенно много строили при Альмохадах в Марракеше, Рабате и Севилье.
К тому времени старая мечеть, воздвигнутая в Севилье при кордовском халифе Абд ар-Рахмане III в 829-830 годах и украшенная минаретом, столь же, видимо, скромным, что и построенный при аль-Хишаме I в Кордове, уже не удовлетворяла требованиям разраставшегося города.
Сохранился трактат Ибн Абдуна конца XI — начала XII века, который повествует о жизни Севильи того времени. Когда речь заходит о мечети, Ибн Абдун с большой живостью рассказывает о том, как это небольшое здание во время пятничных служб не могло вместить молящихся, а сам подход к мечети был затруднен, поскольку ее окружали обширные базары с их сутолокой, торговцами, назойливыми нищими и стоянками вьючных животных, что составляло в целом, «постоянное стеснение... для тех, кто приходил совершать свои благочестивые обязанности».
Альмохады, которые выделяли Севилью из всех андалусских городов, украсили ее новой огромной мечетью, начатой строительством в 1171 году. Она состояла из семнадцати нефов и имела характерный для Магриба и Андалусии базиликальный тип композиции с более широким центральным нефом и подобием трансепта, идущим вдоль стены с михрабом. Здесь можно было найти немало общего с аль-Кутубийей, знаменитой мечетью Марракеша, начатой строительством несколькими годами раньше.
Сооружение нового минарета (1184-1196 гг.) в Севилье осуществляли архитекторы Джебер, Ахмед ибн Басо (строитель мечети) и мастер-каменщик Али аль-Гомара. Минарет был воздвигнут из розово-золотистого кирпича на римском каменном основании со стороной 13,6 м. Его призматическое тело поднималось на высоту 56 м и завершалось платформой с зубцами по краям, на которой находилась другая прямоугольная башенка (6,8 м), увенчанная ребристым куполом.
После победы при Аларкосе, когда повелитель Альмохадов Абу Йакуб аль-Мансур триумфатором вернулся в Севилью, он приказал украсить «высокую башню» мечети золочеными шарами, столь огромными, чтобы им не было равных.
Церемония водружения шаров в присутствии монарха и при небывалом скоплении народа превратилась в подлинное торжество. В написанной кастильским королем Альфонсом X «Большой хронике Испании» сказано, что в лучах солнца блеск этих шаров, расположенных один над другим, был так ярок, что был виден на большом расстоянии. Прекрасный минарет, символ победившего ислама, использовался и в иных целях — на его плоской крыше в XII веке устроили самую значительную в Европе обсерваторию.