Последний — эллинистический — период истории древнегреческой архитектуры начался с распада державы Александра Македонского (последняя треть IV в. до н. э.) и продолжался до завоевания подчиненного Греции Египта Римом (30-е годы до н. э.), в этот период образовались крупные государства.
В этот период наблюдался сремительный рост городов, планировки которых становятся более регулярными (Милет, Делос, Эфес). В общественных комплексах, наряду с сооружением культовых зданий, возросло количество монументальных светских строений, претерпели существенные изменения такие традиционные типы, как залы собраний, театры, спортивные сооружения, рынки, которые начали строить из дорогостоящих материалов, роскошно декорированные, чего прежде удостаивались лишь храмы. Для архитектуры эпохи эллинизма характерен определенный тип богатого перистильного жилого дома с росписью по штукатурке, и создание новых типов строений — инженерных сооружений, значительно повысивших уровень благоустроенности городов, а также великолепных дворцов монархов, библиотек, монументальные гробниц и алтарей.
Одним из наиболее знаменитых был алтарь Зевса в Пергаме (180 г. до н. э.). Цоколь его в плане 30 X 28 м, высота 9 м. Алтарь опоясан мраморным скульптурным горельефным фризом, изображавшим борьбу богов и гигантов. Широкая лестница ведет к верхней площадке, ограниченной ионической колоннадой.
Архитектура периода эллинизма не создала своего стиля, но пропагандировала греческую архитектуру, оказав влияние на формирование римской и византийской архитектуры. Если в классической греческой архитектуре ордеры не были канонизированы, то в эллинистической архитектуре делается попытка установить известные каноны — наиболее удачные пропорции ордеров и их частей. Целый ряд архитекторов пишет трактаты об архитектуре и ордерах.
Дорический, ионический и коринфский ордеры, возникшие в архаичный период истории Древней Греции, и окончательно сформировавшиеся в классический период, обладают общей конструкцией и композиционной схемой, с характерным для классики трехчастным делением по высоте:
Аналогично на три горизонтальных пояса делится поле каменной стены храма. Колонна завершается капителью. Верхняя часть капители (абака) воспринимает тяжесть антаблемента. Основание колонны (база) лежит на квадратной плите (плинте). В отличие от ионической и коринфской дорическая колонна не имеет базы. Средняя часть колонны — ствол (фуст) — выше нижней трети суживается кверху и имеет легкую кривизну (энтазис). Ствол колонны обработан вертикальными желобками (каннелюрами) и завершается астрагалом.
Антаблемент в свою очередь делится на три части по высоте: архитрав (нижняя главная балка), фриз (средняя часть), карниз (верхняя часть). Карниз состоит из трех элементов: поддерживающей части, плиты и венчающей части. Карнизная плита выносится вперед и завершается каменным желобом (сима), в котором собирается вода с кровли и стекает через отверстие на землю.
Фриз дорического ордера представляет собой изображение конструкции перекрытия и состоит из триглифов и метоп, расположение которых связано с осями колонн. Композиция фризов ионического и коринфского ордеров ленточная. Элементы деталей ордеров называются обломами; из них образуются архитектурные профили. В деталях ордеров обломы несут различные композиционные функции: являются поддерживающими, поддерживаемыми и венчающими, а также связующими или разделяющими. По геометрическим признакам обломы разделяются на прямолинейные (полочки, полки, пояс), криволинейные простые (валик, вал-торус, четвертной вал, выкружка, обратная выкружка) и криволинейные сложные (гусек, обратный гусек, каблучок, обратный каблучок и скоция). Примером архитектурного профиля является астрагал — сочетание валика с полочкой.
В архитектуре, как и во всей эллинистической культуре, в поздний период происходит процесс слияния форм и композиционных приемов, характерных для греческой метрополии, с художественными традициями завоеванных стран. Постепено ордер теряет черты строгости и обобщенности. Величественная дорика уступает место более утонченной ионике. В галереях и портиках часто используется двухъярусный ордер с дорическими колоннами внизу и ионическими - наверху. Усиливается тенденция декоративности. Все большее применение получает ордер как средство пластической разработки стены. В детали ордеров проникают мотивы восточных стилей. Вводится частичная обработка колонн каннелюрами по их высоте. Композиции усложняются, пластика форм разнообразится. В объемно-пространственном построении все чаще используется фронтально-осевой принцип. Многообразие средств позволяет отходить от принятых типов композиции, создавать образы индивидуализированного характера.
Ордер в сочетании со стеной иногда превращается в деталь, подчеркивающюю различные элементы строения - что характерно, например, для башни Ветров в Афинах (середина I в. до н. э.). Она представляет собой массивный восьмигранник, два ее входа обрамлены подчеркнуто изящными портиками. Ордер не следует в деталях сложившимся канонам, а совмещает черты различных образцов - ионические элементы портика и удлиненные капители с остроконечными пальмовыми листьями, окруженными более мелкими листьями аканта, близкие к коринфскому ордеру, получившего широкое распространение лишь в следующую эпоху - в архитектуре Древнего Рима.
В ордерах получили отражение объективные конструктивно-художественные закономерности формообразования, присущие архитектуре. В этом секрет их долгой жизни и использования в других конструктивных системах.
Источники изучения греческой архитектуры разнообразны: это развалины городов, отдельные хорошо сохранившиеся архитектурные памятники, античная литература. Римляне высоко ценили греческую архитектуру, осваивали и развивали ее на протяжении всей истории архитектуры Древнего Рима (9, т. 2. стр. 297-362; 10, стр. 224-231; 11, стр. 31; 16, стр. 41-43).