Архитектура дороманского периода

«Он свято почитал христианскую религию, в которой был наставлен с детства. Вот почему он воздвиг в Аахене исключительной красоты базилику, украсив её золотом, серебром, светильниками, а так же вратами и решётками из цельной бронзы. Поскольку колонны и мрамор для этой постройки нельзя было достать где-либо ещё, он позаботился о том, чтобы его привезли из Рима и Равенны. Он ревностно и часто посещал церковь и утром, и вечером, и даже в ночные часы и на заутреню, насколько позволяло здоровье и весьма заботился, чтобы всё, что в ней совершалось, проходило наиболее достойно».

Эйнхард

 - www.Arhitekto.ru

Как писал королевский летописец Эйнхард, Карл Великий был истинным христианином.

В дороманский период новой церковной и хозяйственной единицей становится монастырь, который одновременно оказывается центром культурной и художественной активности. Возникают устоявшиеся типы монастырских комплексов, состоящих из монастырской церкви, келий вокруг двора, дома настоятеля-аббата, школы, больницы, гостиницы, хозяйственных построек — амбаров, погребов, мастерских. Совершенство такого комплекса, относящегося еще к IX в., подтверждается сохранившимся планом монастыря Сен Галлен в Швейцарии. Его центральную часть образует храм с двумя хорами, имеющий форму латинского креста (сохранились две отдельно стоящие башни), соединенный коридором с жилыми помещениями. Вокруг этого комплекса размещались мельница, пивоварня, трапезные, школа и больница.

Власть королей уменьшается и решающее значение приобретают духовенство и знать. Поэтому центральное место в архитектуре занимает строительство резиденций феодалов (Аахен, Вормс), каменных монастырей и церквей, тогда как остальные сооружения возводят, видимо, из дерева. К этому времени относятся монастырские ворота в Лорме — пример того, как в тот период понимались античные образцы.

Для церквей образцом служит прежде всего базилика и раннехристианская центричная композиция храма.

Базиликальный тип, распространенный на территории сегодняшней Германии и Франции, в плане решен или в форме буквы Т, или латинского креста. Начиная с X в. пространственная структура церкви обогащается введением второго поперечного нефа и вторых, западных хоров. Потолок был плоский, деревянный, но в некоторых случаях применялся и свод, например в капелле Карла Великого в Аахене, построенный по образцу храма Сан Витале в Равенне. Однако здесь возникает массивная и более тяжелая модификация образца, что было, видимо, обусловлено меньшим техническим уменьем местных строителей. Это центричное здание в плане имеет форму восьмиугольника. Внутреннее восьмиугольное пространство пролетом около 15 м делится на этажи галереей, над которой поднимается купол. Купол граненый в отличие от перекрытий храма Сан Витале, где он представляет собой полусферу.

Из гражданских зданий первое место занимают королевские резиденции, от которых почти ничего не сохранилось.

Со строительным искусством меровингского и каролингского периодов непосредственно связано зодчество оттонов — переходное к следующему периоду в архитектуре — романскому. В отдельных областях империи возникает архитектура, отличающаяся яркими местными особенностями. В романской архитектуре на основе местных достижений и опыта дороманского периода выделяются отдельные районы со своей спецификой, которые получили название «романских школ».

Значительным вкладом архитектуры оттонского периода в ее общее развитие является храм св. Михаила в Гильдесгейме, относящийся к началу XI в.

Читайте также:

Источники