Равенна. Гробница короля Теодориха

Значительным наследием христианского искусства V и VI вв. является город Равенна, некогда столице Западной Римской империи императора Гонория.

Сооружения этого периода являются свидетельством соединения римских традиций и восточных влияний. Для них характерно использование кирпича и богатое мозаичное убранство интерьеров. Так, рядом оказываются базилики (Сант Аполлинаре Нуово) и центрические сооружения. Яркий пример последних — храм Сан Витале. Это здание, несмотря на свои большие размеры, производит впечатление легкости и большого количества света. Купол очень интересным способом сложен из пустотелых фасонных кирпичей в виде глиняных горшков.

В Равенне, недалеко от морского берега высится массивная и суровая гробница остготского короля Теодориха (около 526 г. н. э.), тщетно пытавшегося объединить под своей державой римлян и готов.

По сей день гробница остается наиболее интересным сооружением Равенны.

Круглая башня гробницы короля Теодориха поднимается над десятигранным основанием. Вместо купола мавзолей перекрыт одним из самых больших монолитов, когда-либо употреблявшихся в строительстве (диаметр 10,5 м, высота 2,5 м). Эта глыба, добытая на противоположном берегу Адриатического моря, в каменистой Истрии, и там выдолбленная для уменьшения веса, была доставлена в Равенну подвешенной между кораблями. Затем монолит был поднят на земляную насыпь в уровень гробницы и увенчал башню на многометровой высоте, что показывает, как прочны еще традиции строительного мастерства римского времени.

Хоть зодчий, его воздвигнувший в VI в., вероятно, изучал восточные и римские памятники, их стройность уступила тут место несколько грубоватой упрощенности, сочетающейся с внушительностью общего облика.

Среди народов, оседавших на развалинах Римской империи, очевидно, еще сохранялись такие строительные навыки.

Замечательными произведениями византийских мастеров являются мозаики в Равенне (V—VII вв.). В мавзолее царицы Галлы Плацидии выделяются нежные, тонко сгармонированные по цвету мозаики с изображением Доброго пастыря в райском саду; в церкви Сан-Витале — сцены придворной жизни с портретами императора Юстиниана и его жены Феодоры.

Гробница остготского короля Теодориха. Равенна. 526-530 гг. - www.Arhitekto.ru Храм Сан Витам. Разрез и план - www.Arhitekto.ru

Слева: Гробница остготского короля Теодориха. Равенна. 526-530 гг.
Справа: Храм Сан Витам. Разрез и план

Читайте также:

Источники