Критское строительное искусство

Кносский дворец. XVIII-XIV вв. до н.э. Остров Крит. Греция - www.Arhitekto.ru

Особую роль в развитии эгейской цивилизации сыграла культура острова Крит - самого большого острова Восточного Средиземноморья, расположенного на торговых путях между Египтом, Финикией и Сирией и северо-западными регионам Эгейского моря. Остров не превышает в длину 250 км, в ширину от 12 до 57 км. До сих пор точно не установлено происхождение критских жителей. Есть версия, что это потомки эгейцев, древнейших обитателей Средиземноморья, согласно другой - что это потомки пришельцев из Малой Азии. Жители Крита обрабатывали плодородные равнины острова, собирали богатые урожаи с полей, садов и виноградников, ловили рыбу, пасли скот. Искусные мореплаватели, критяне поддерживали торговые отношения с материковой Грецией и островами, побережьем Малой Азии и Кипром, сирийскими царствами и Сицилией, Вавилоном и Египтом, государством хеттов и Северной Африкой. Море защищало остров от войн и набегов. Крупнейшие города Крита - Кносс, Фест, Маллия - расположены на морском берегу.

Английский ученый Артур Эванс, начавший раскопки на Крите в 1900 г., исследовал открытую им культуру, и предложил периодизацию, которая используется в науке по сей день:

Раннеминойский период, или додворцовый - 2800-2100 гг. до н.э., делится на три этапа - I, II, III (одновременно с Древним царством в Египте и развитием Шумера и Аккада в Месопотамии),

Среднеминойский - 2100-1600 гг. до н.э., делится на три этапа - I и II (2100-1700 гг. до н.э., также называют периодом старых дворцов), III (1700-1600 гг. до н.э.) (одновременно с египетским Средним царством и развитием Вавилона в Междуречье),

Позднеминойский с 1600 гг. до н.э. делится на три этапа - I (1600-1450 гг. до н.э.), II (1450-1400 гг. до н.э.), III (1400-1200 гг. до н.э.) (постепенный упадок критской культуры, одновременно на материке расцвет микенской культуры).

Третий среднеминойский и два первых позднеминойских этапа также называют периодом новых дворцов, в это время критская культура достигла наивысшего расцвета. На критскую культуру оказали большое влияние государства Малой Азии, а особенно значительное - Египет. В свою очередь, культура Крита воздействие на Египет времени Нового царства, а еще более существенную - на сложение культуры Древней Греции.

Крит уже в средний минойский период был богатой морской державой, имел большой флот и господствовал на море, чем объяснялось отсутствие оборонительных сооружений в его городах. Вероятно, в этот период крупные города Крита были столицами самостоятельных царств, поддерживавших между собой дружественные отношения. Затем борьба за влияние между разными центрами завершилась победой Кносса, что привело к созданию централизованного государства на острове.

Жители Крита основали города, проложили дороги, мостили улицы, возвели мосты и водопроводы, воздвигли роскошные дворцы правителей. В начале 2 тысячелетия в Кноссе, Малиии и Фесте создаются большие жилые комплексы и первые монументальные здания — дворцы и дворцовые ансамбли — резиденции правящего рода, а позже — царя. Все постройки дворцов, частично двухэтажные, размещались по сторонам большого двора, окруженного каменной стеной. На возвышении располагался Акрополь — центральная религиозная и политическая площадь. В эгейских городах у подножия Акрополя лежал нижний город, где жили купцы, ремесленники и бедный люд. После землетрясения 1650 г. до н. э. и страшных разрушений наступает новый расцвет городов и вилл в сельской местности.

Центральный зал большого дома представлял собой так называемый мегарон — прямоугольное помещение, потолок которого поддерживался столбами (их обычно четыре). Позднее именно от мегарона начинается развитие греческого храма.

Около 1600 г. до н.э. критские мастера овсоили технику росписи по сырой штукатурке. До начала работы они процарапывали набросок рисунка на мягкой штукатурке. В эгейской архитектуре широко использовалась полихромия: штукатурку окрашивали в белый или красный цвет, на фасаде части ордера — в черный, охристый, голубой. Стены комнат расписывались красной, черной, белой, желтой, синей, зеленой красками. Высокого расцвета достигли на Крите торевтика, искусство вазописи и фресковая живопись. Отсутствие канонов, сочетание условности с правдивым и поэтическим изображением природы, праздничная нарядность и виртуозное техническое совершенство — все это отличает произведения критских мастеров от современного им искусства цивилизаций Древнего Востока.

Примечательно, но на Крите не обнаружено ни одного отдельно стоящего храма, они поклонялись богам в священных рощах, пещерах, на горных вершинах.

К сожалению, установить точную хронологию критских памятников архитектуры очень сложно, т.к. они неоднократно разрушались при землетрясениях или в результате социальных катастроф, затем перестраивались. Как установлено вулканологами, развитие критской культуры оборвала внезапная катастрофа — гигантское извержение вулкана на острове Фера (Санторин), неподалеку от Крита. Чудовищные волны опустошили побережье острова, землетрясения разрушили его города. Воспользовавшись этим, в XIV в. до н. э. Крит захватили греки-ахейцы. Под их господством еще сто лет Крит оставался сильным государством. В дальнейшем слава Крита померкла и ведущее положение в эгейском мире перешло к раннерабовладельческим государствам Южной Греции, наиболее влиятельным среди которых были Микены. (5, стр. 271-291; 10, стр. 7-11)

Согласно греческой мифорлогии, на острове Крит родился Зевс-Громовержец, верховное божество Олимпа. Правителем острова стал Минос - сын Зевса и финикийской царевны Европы. Легендарный герой Геракл совершил на Крите один из двенадцати подвигов - укротил бешеного быка. В поэмах Геракла Крит упоминается как густо заселенный остров, с богатыми городами.

Читайте также:

Источники