Микенская культура. Строительное искусство ахейской Греции (1500—1200 гг. до н. э.)

Циклопическая кладка стен города. Микены. Греция - www.Arhitekto.ru

После захвата Крита греками-ахейцами в XIV в. до н. э, ведущее положение в эгейском мире перешло к раннерабовладельческим государствам Южной Греции XVII—XIII вв. до н. э., наиболее влиятельным среди которых были Микены. Искусство этих государств, во многом близко Криту, но в то же время оно обладало и чертами самобытности. Наиболее значительны памятники ахейской архитектуры обнаружены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Орхомене, Афинах.

Микенская культура достигает вершины своего развития в период разрушения дворца в Кноссе, т. е. после 1450 г. до н. э. К этому времени Микены господствуют над всей эгейской областью, ведут торговлю с удаленными территориями вокруг Средиземного моря и закладывают там свои колонии. Хотя ахейские горда тесно соприкасались с критской культурой, и многое переняли, однако в целом ахйское искусство отличается большей примитивностью. Но вместе с тем созданной ахейскими греками культуре были присущи оригинальные и самобытные черты. Микенские дворцы, окруженные мощными крепостными стенами, приобрели черты монументальности, им присуща большая ясность в распределении архитектурных объемов. Лучшие монументальные постройки материковой Греции относятся преимущественно к XIV-XIII вв. до. н.э. Крупнейшими центрами микенской культуры были Микены и Тиринф в Арголиде, Пилос в Мессении, Афины в Аттике, Орхомен и Гулас в Беотии.

При создании плоских перекрытий в качестве несущих элементов использовались стены и пилоны, а также колонны, имевшие трехчастное деление на базу, ствол и капитель. База простой формы была плоской, ствол сужался книзу в виде конуса, а приплюснутая капитель состояла из круглого эхина и квадратного абака над ним.

Оригинально решалась перемычка над входом, когда над большим каменным блоком, перекрывавшим проем входа, оставлялось треугольное отверстие в стене, что уменьшало нагрузку на перемычку. Это отверстие обычно закрывалось плитой, украшенной рельефом. Над пролетом главных крепостных ворот в Микенах на известняковой плите был обнаружен наиболее ранний в Европе монументальный рельеф, изображавший двух львиц, опирающихся передними лапами на алтарь, на котором помещена колонна - символ правителей Микен. Этот рельеф - единственный известный в наше время пример ахейской монументальной скульптуры.

Военные походы дорийских племен из северных областей Балканского полуострова в период около 1100 г. до н. э. положил конец микенской культуры. Но в отличие от минойской, микенская культура не гибнет полностью. В Афины, называвшиеся тогда Кекропией и устоявшие перед натиском дорийских племен, собрались беглецы из Микен, Тиринфа и Пилоса, и их знания вросли в основание будущего расцвета Аттики.

С падением государств ахейцев и приходом племен греков-дорийцев завершается история эгейской цивилизации. Несколько веков длился упадок культуры, прежде всего строительного искусства. Исчезли величественные каменные крепости-дворцы. Прекратились торговые связи с Египтом и странами Передней Азии. Прошли столетия, прежде чем эллинские племена создали свою собственную культуру. С этого времени и начинается подлинная история античной культуры. Однако некоторые особенности микенской культуры оказали большое влияние на архитектуру Древней Греции, в частности, монументальность, стремление к ясной архитектурной планировке, тип мегарона с портиком (10, стр. 15-19; 12, стр. 28-30)

Читайте также:

Источники