В речной долине был расположен древний город майя Лакм-Ха (современное название Паленке) столица царства Бак, (VII—VIII вв.). Его храмы признаны наиболее изящными произведениями цивилизации майя «классического периода», далекие от первобытной тяжести сооружений Тикаля и от пышного великолепия Копана.
Центр города, где расположена главная группа зданий, пересекает горный ручей Отолум, над который сооружен сводчатый туннель. На запад от ручья лежит дворцово-храмовый комплекс, на восток – прямоугольная площадь, к которой примыкают храмами.
Здания в Паленке возведены из щебня, уложенного в известковый раствор, и облицованы кусками камня, покрытых стуком.
Храмы главной группы сооружены по одинаковой схеме. Они представляли собой невысокие ступенчатые пирамиды. Лестница главного фасада вела к святилищу на вершине пирамиды, увенчанного гребнем. Камеры святилища были гораздо просторнее, а стены более тонкими в сравнении с святилищами Тикаля. Под гребнем, вдоль всего строения святилища, проходила массивная стена, несущая на себе его вес. На главном фасаде святилища размещались три широких входных проема с деревянными перемычками. Столбы главного фасада были тонкими, от чего он приобретал вид портика.
Храм увенчивает невысокий гребень, значительно больших размеров, чем в Тикале, с пустотами для облегчения его веса. И святилище, и храм были покрыты стуком с тонко выполненной резьбой.
Три храма в городе являлись также гробницами жрецов и вождей, которые размещались в толще пирамиды, что в целом не было характерно для культуры майя. Единственное уцелевшее захоронение - короля Ханаба Пакала II - находится в храме Надписей (первая половина VII в.), обращенного фасадом к площади перед Дворцом.
Саркофаг Пакала Великого, украшенный барельефами и накрытый каменной плитой тонкой работы, был помещен в специальной сводчатой камере в основании восьмиступенчатой пирамиды. Стены крипты были украшены стуковыми рельефами.
Перед камерой располагается каменная урна с останками шести юношей, принесенных в жертву. От святилища храма к погребальной камере вела двухмаршевая лестница на глубину 24 м, проход в которой был закрыт огромным камнем. Вдоль одной из стен прохода проходил квадратного сечения канал для «общения» с душой погребенного из святилища. Вход в камеру перекрывала каменная плита, проходы к саркофагу был засыпан щебнем и крупными камнями.
Дворцовый комплекс Паленке был возведен на гигантской платформе высотой 10 м, на которую вели две лестницы, подходящие к воротам ограды. Дворец неоднократно перестраивался. В основном, строения дворцового комплекса группировались вокруг двух больших (на северной стороне) и двух малых дворов. Предполагают, что северная часть комплекса являлась резиденцией правителя, а в южной помещались слуги и гарнизон. Каждое помещение было разделено продольной стеной и содержало два ряда сводчатых комнат, освещаемых через дверные проемы. Стены Дворца были украшены стуковыми рельефами и фресками. Вода в помещения поступала от ручья Отолум подземным акведуком, вблизи башни были устроены паровая баня и уборные.
Паленке. План центра города и Дворца. VII в.
Паленке. VII в.
Слева: Храм Солнца. Фасад и план.
Справа: Башня дворца. Разрез.
Один из наиболее гармоничных храмов Паленке - храм Солнца (VII в.). Ступенчатая пирамида относительно небольших размеров, лестница на ее фасаде вела к святилищу на вершине пирамиды. Резной гребень увенчивал здание святилища.