В жизни персов, обожествлявших огонь, воздух, воду и землю, храм не играл такой роли, как, например, у египтян. Благодаря тому, что в состав империи вошли различные племена, со своей культурой и религией, отсутстивия единой религии, единого типа храмов и алтарей не было. Наибольшее распространение получили небольшие, похожие на башни квадратные в плане храмы, построенные из обработанного камня и украшенные зубчатым рельефом (5, стр. 295; 12, стр. 17).
Храм в Пасаргадах был расположен на северо-запад от дворцового комплекса, в торце большого прямоугольного двора, обнесенного стенами. Во дворе располагались два открытых алтаря. От храма сохранилась прямоугольная платформа (70 х 40 м, высотой 6 м) в виде четырехступенчатой террасы. На платформе помещалось закрытое святилище или алтарь.
В Персеполе также была обнаружена ступенчатая платформа. Также в южной и северной частях города были найдены еще 5 храмов огня – в виде гипостильного зала, на главной оси которого, но не в центре, располагался алтарь.
Храм в Фирузабаде такого же типа, как и храмы огня в Персеполе. Он был возведен на возвышении, к четырем фасадам вели пандусы или лестницы. Храм представлял собой квадратное помещение (сторона 15 м) с четырьмя колоннами.
В святилище Сузах, называемое айадана, представлял собой место, где горел священный огонь. Все сооружение размещалось на платформе высотой 2 м, по периметру которой шла двойная ограда, за ней размещался лабиринт узких проходов, окружавших внутренний двор. Во дворе на платформе возвышалось святилище со священным огнем. Оно представляло собой квадратное в плане здание, перекрытие поддерживали 4 колонны, вход со двора шел через вестибюль.
В ахеменидском Ирание были широко распространены алтари огня, размещенные под открытым небом. Причем единого образца не было, существовало большое разнообразие их видов и форм (6, том 1, стр. 311-312).