Простота форм, геометрическая строгость характерны для алтарного фасада церкви флорентийской Бадии (1284-1300 гг.) с его мощной, почти монолитной плоскостью стен.
Наложенный на нее четкий рисунок пилястр и карнизов предвосхищает ордерные принципы членения стены у мастеров раннего Возрождения.
Самым значительным архитектурным замыслом Арнольфо был проект флорентийского собора Санта Репарата, в XV веке получившего название Сайта Мария дель Фьоре.
Колоссальное внутреннее пространство собора (его теперешняя ширина — 40,66 м — соответствует проекту Арнольфо) должны были делить на три нефа всего шесть гигантских столбов.
Самым необычным в проекте Арнольфо было то, что вместо традиционного для Италии прямоугольного трансепта он задумал грандиозный хор, решенный как центрическое помещение, перекрытое огромным куполом на восьмигранном основании. Этот купол, несколько меньший по размерам, чем тот, который был воздвигнут в XV веке Брунеллески, должен был завершить перспективу внутреннего пространства и увенчать своим массивом силуэт собора, вознесясь над Флоренцией наподобие величественного монумента. Это решение, не имеющее аналогий в средневековой Европе, уже содержит в себе идею, впоследствии получившую воплощение в проектах ренессансных «идеальных храмов».
Слева: Общий вид флорентийского собора по проекту Арнольфо ди Камбио(1295-1302 гг.).
Реконструкция (по В. Паатцу)
Справа: План флорентийского собора по проекту Арнольфо ди Камбио(1295-1302 гг.)
и план флорентийского собора в его современных параметрах (14-первая половина 15 в.)
Восточный фасад церкви флорентийской Бадии