Культурные связи Италии XIV века. Зарождение гуманистического направления в искусстве

Четырнадцатый век отмечен и гораздо более тесными, чем в предыдущем столетии, культурными связями Италии с западноевропейскими странами. Немалая роль в этом принадлежала дворам. Из них в первую очередь надо назвать папский двор в Авиньоне, постоянно притягивавший деятелей итальянской культуры; здесь прошла значительная часть жизни Петрарки.

Местом постоянных контактов с французской культурой в Италии первой половины XIV века был двор короля Роберта Анжуйского в Неаполе, с которым связаны многие годы жизни Боккаччо, а во второй половине века — двор Висконти в Милане.

Но хотя эти контакты постоянно ощущаются во всем строе культуры треченто, ее сущность определили иные, принципиально новые для Европы XIV века тенденции, оказавшие в свою очередь мощное воздействие на западноевропейскую культуру.

Четырнадцатое столетие было в Италии веком бурного формирования новых идей, подъема общественной мысли. Не случайно поэты, политики, религиозные деятели постоянно апеллируют к общественному мнению, обращаются с публичными посланиями к современникам.

«Часто простое слово бывает благотворно для благоденствия государства, и не автор этого слова, а само оно в состоянии привести в движение умы, могущественно развивая свою скрытую силу»,— пишет в это время Петрарка.

Новые идеи начинают складываться в систему, испытывающую потребность в историческом авторитете, который можно было бы противопоставить авторитету священного писания и отцов церкви. Так возникает гуманизм — течение, оказавшее огромное влияние на всю ренессансную культуру.

Термин «гуманизм», созданный наукой XIX века, происходит от встречающегося еще у Цицерона выражения studia humanitatis, в итальянской университетской среде XV века обозначавшего круг дисциплин, ныне именуемых гуманитарными.

Стержнем итальянского гуманизма стало изучение античной культуры, стремление возродить ее традицию. Но это отнюдь не было самоцелью. В текстах древнеримских писателей, историков, философов гуманисты стремились найти некий образец для современности, идеальную аналогию своим взглядам на мир и человека. Недаром глава римских пополанов, нотариус Кола ди Риенцо, совершивший в 1347 году государственный переворот, называл себя на древнеримский манер трибуном и призывал к восстановлению древнего величия Италии. В формировании гуманизма огромную роль сыграл Франческо Петрарка (1303-1374 гг.) — страстный поклонник античности, положивший начало ее систематическому изучению.

Гуманистическая образованность, умение апеллировать к античным авторам, знание их текстов приобретают в XIV веке большой общественный вес. Именно это в немалой мере способствовало колоссальному влиянию, которое оказал Петрарка на современников. Немалый вклад в развитие гуманистического движения внес и другой крупнейший итальянский писатель XIV века — Джованни Боккаччо (1313-1375 гг.). В последней трети XIV века флорентийский гуманист Колуччо Салутати (1331-1406 гг.) возглавил уже целую школу, подготовившую почву для так называемого «гражданского гуманизма» XV века.

Гуманизм XIV века еще не создал развернутого учения о личности. В эпоху треченто оно только складывалось в упорной и подчас мучительной борьбе с многовековым грузом понятий, выработанных средневековой культурой. Но уже Петрарка писал: «Ничему не следует так дивиться, как человеческой душе, с которой ничто не может сравниться».

Новое отношение к личности побуждает гуманистов воскресить античный жанр жизнеописаний; Петрарке принадлежит трактат «О знаменитых мужах», Боккаччо — трактаты «О судьбах знаменитых мужей» и «О прославленных женщинах», куда наряду с биографиями великих людей древности он включает и жизнеописания современников.

Треченто стало и новым этапом эстетического открытия мира. Теперь реальная действительность приобретает в литературе и искусстве более дифференцированный, конкретный облик. Недаром треченто — это век не только поэзии, но и новеллы, радостного и полнокровного мира «Декамерона» Боккаччо, сочных и ярких жанровых зарисовок Франко Саккетти. В поэзии Петрарки на смену несколько умозрительному чувству поэтов «нового сладостного стиля» приходит чувство неповторимо-личное, а воспевание «прекрасной дамы» превращается в лирический дневник поэта, где он размышляет и вспоминает, беседует с друзьями, скорбит об участи Италии или наслаждается уединением в прекрасной долине Воклюз.

В мировосприятии XIV века есть оттенок пленительной жизнерадостности, предвещающей раннее Возрождение. Это век, когда мир начинает открываться в своей красоте, когда ценится праздничное богатство форм и красок.

В XIV веке была четко сформулирована и ренессансная идея, что цель искусства — подражать природе. Боккаччо пишет в комментарии к «Божественной комедии» Данте: «Подобает нам, насколько достает наших способностей, стремиться к тому, чтобы во всем, в чем нам подает пример природа, создавать ее подобие...»

Источники

Читайте также: