www.Arhitekto.ru - Архитектору

История архитектуры

...на главную
...карта сайта

 | Архитектура Древнего мира |  Античная архитектура |  Византия |  Древняя Русь |  Исламская и арабская архитектра |  Романский стиль | 
 |  Средневековая Италия |  Французская готика |  Архитектура Испании |  Возрождение |  Барокко |  Классицизм | 

Архитектура барокко / Австрия

Иоганн Фишер фон Эрлах

Церковь Св. Карла Борромея, Вена - www.Arhitekto.ru Австрийский зодчий, скульптор, историк архитектуры Иоганн Бернгард Фишер фон Эрлах (1656—1723), был самым крупным представителем барокко в Вене, он создал неповторимый стиль Габсбурской империи, соединив элементы классики, Возрождения и южного барокко. Иоганн Фишер учился у Бернини, в целом прожил в Италии 16 лет, вернувшись после войны в Австрию, он стал придворным архитектором при трех последовательно правивших императорах - Леопольде I, Иосифе I и Карле VI. В высоко идеалистическом формальном синтезе Фишер попытался соединить достижения прошлого и настоящего, смешивая образцы древнего Рима, эпохи Возрождения, архитектуры итальянского и французского барокко, чтобы найти новое, и единственное в своем роде решение каждой архитектурной задачи. Основной принцип Фишера заключался в объединении различных пластических элементов, законченных в самих себе, с динамическими контрастами.

После великолепных побед над турками империя Габсбургов стала сильной европейской державой. Император «Священной Римской империи» Леопольд I желал соперничать с французским королем Людовиком XIV, показывая со всей очевидностью свою власть абсолютного монарха в возведении больших зданий. Аристократия последовала его примеру, строя великолепные дворцы, духовенство римской католической церкви также хотело прославить (через архитектуру духовных зданий) победу над язычниками, а также над протестантской Реформацией. Более того, турки разрушили большое количество поместий, принадлежавших аристократии, а также в значительной мере разрушили пригороды Вены во время осады 1683 года. Необходимость возведения новых зданий, а также быстрое экономическое возрождение, последовавшее за победами, вызвали быстрый рост строительства и расцвет искусства и архитектуры. В 1687 году Фишер начал блестящую карьеру, он был придворным архитектором трех сменивших друг друга императоров: Леопольде I, Иосифе I и Карле VI, он также проектировал здания для аристократов и архиепископа Зальцбургского.

В 1690 году Фишер получил общественное признание благодаря возведению двух временных триумфальных арок, построенных в Вене в честь вхождения Иосифа в город после его коронации во Франкфурте-на-Майне как короля и будущего правителя «Священной Римской империи». В течение последующих 10 лет Фишер был очень популярен в Вене, Зальцбурге и других владениях Габсбургов. В 1693 году он получил заказы на 14 важных зданий. В течение этих лет он создал новый вид загородного дома, соединив самые важные достижения пригородной архитектуры, начиная с XVI в.

Иоганн Фишер спроектировал ряд венских дворцов, в том числе Шварценбергский дворец, а также создал и частично реализовал проект Шенбруннского дворца (1659). Работы Фишера включают Дрейфальтигкайтскирше (1694-1702, Зальцбург) и Коллегиенкирше (1696 — 1707, Зальцбург), а также Зимний дворец принца Евгения Савойского в Вене (1695-1711).

В начале XVIII века Фишер был на вершине своей карьеры. Явной демонстрацией его успеха в качестве придворного архитектора стало пожалование ему дворянства в 1696 году. В первое десятилетие XVIII века, однако, Фишер спроектировал меньше зданий, чем в предыдущие годы. У него отнимало время исполнение административных обязанностей главного инспектора придворных зданий, а также работа над большой историей архитектуры ("Введение в историю архитектуры"). Эта книга, отражающая масштабность его исследований, стала первой сравнительной историей архитектуры всех времен и всех народов. В нее входят замечательные образцы египетской, персидской, греческой, римской, мусульманской, индийской и китайской архитектуры, проиллюстрированные гравюрами с пояснительными подписями. Некоторые из представленных в книге археологических реконструкций были одними из лучших во времена Фишера. В конце исторического обозрения он поместил свои собственные проекты, которые рассматривал как логическое продолжение римских архитектурных традиций. Книга была издана в 1721 году.

Союз Империи с Пруссией, Голландией и Англией во время войны за испанское наследство позволил Фишеру в 1704 году посетить эти страны и изучить их архитектуру, особенно Палладио. В результате его стиль очень сильно изменился. В 1707 году он поехал в Венецию, чтобы изучать палладианскую архитектуру по первоисточникам. В результате у него появился и развился новый вид "палладианского" дворцового фасада, классического по пропорциям, но оживленного богатым скульптурным декором. Он состоит из центрального выступа, подчеркнутого гигантским ордером и увенчанного трехгранным фронтоном, и относительно невыраженных боковых ризалитов. За образец своего нового стиля Фишер взял английские и северогерманские барочные интерпретации палладианской архитектуры, а также работы самого Палладио и его итальянских последователей. Основными достижениями Фишера в этой области стали фасады Богемской канцелярии (1708—1714) и Тратсонский дворец (1710-1716, оба в Вене), а также Клам-Паллас, дворец в Праге (начат в 1713), которым подражали архитекторы во всей Габсбургской империи.

Интерьер императорской библиотеки, Вена. 1723-1737- www.Arhitekto.ru Как архитектор Иоганна Эрнста графа фон Тан, архиепископа Зальцбургского, Фишер продемонстрировал свой талант в церковной архитектуре и городском планировании. Купола и башни его церквей изменили внешний вид Зальцбурга. В их пропорциональных изысканных элементах он пытался достичь равновесия между элементами конструкции и центральным планом, проблема, с которой сталкивались все великие архитекторы церквей, начиная со спроектированного Микеланджело Собора святого Петра в Риме. Все церкви, созданные Фишером, имели двухбашенные фасады, подчеркнутые динамическими закруглениями и элегантным декором, но каждая из них имела свою собственную особую характерную черту в зависимости от ее местонахождения и особенного назначения, (например, церковь, принадлежащая семинарии, университету или женскому монастырю). Элегантный вогнутый фасад церкви Святой Троицы, например, сильно отличается и усиливает эффект спокойного фасада соседних зданий семинарии. Почти геометрические линии университетской церкви, увенчанные волнообразными формами ее башен, возвышаются над университетским комплексом, придавая новый архитектурный и символический акцент Зальцбургу, над которым господствовал раньше лишь массивный кафедральный собор. Фишер также спроектировал новый фасад конюшен архиепископа и разбил перед ними сквер. Он переделал старую каменоломню в летний конный манеж и построил летнюю резиденцию архиепископа, Клешеймский замок (1700—1709) за пределами Зальцбурга.

Когда в 1711 году его второй покровитель император Иосиф I умер, положение Фишера как главного архитектора при венском дворе уже не было бесспорным. Многие предпочитали более приятную и менее претенциозную архитектуру его соперника Иоганна Лукаса фон Хильдербранда величественным замыслам Фишера. Однако он смог завоевать благосклонность императора Карла VI, которому посвятил свою историю архитектуры в рукописи в 1712 году, и получить заказ на строительство Карлскирхе, или церкви святого Карла Борромея (начата в 1715), - наиболее значительное произведение австрийского барокко, где ярко проявлялись оба влияния, итальянское и классическое французское. После смерти Иоганна Фишера его сын Йозеф Эммануил достроил церковь, внеся некоторые изменения в первоначальный план.

Йозеф Эммануил также завершил императорские конюшни (1719-1723) и построил по проекту своего отца императорскую библиотеку (спроектирована в 1716 году, построена между 1723 и 1737), в интерьере которой был самый впечатляющий библиотечный зал того времени.

Список использованной литературы

на главную



© Все права сохранены. Arhitekto.ru