www.Arhitekto.ru - Архитектору

История архитектуры

...на главную
...карта сайта

 | Архитектура Древнего мира |  Античная архитектура |  Византия |  Древняя Русь |  Исламская и арабская архитектра |  Романский стиль | 
 |  Средневековая Италия |  Французская готика |  Архитектура Испании |  Возрождение |  Барокко |  Классицизм | 

Архитектура Испании

Арочные своды в барселонской архитектуре

Капелла Санта Агеда в Барселоне. Внутренний вид - www.Arhitekto.ru Плоское деревянное перекрытие потолка в сочетании с системой опорных арок характерно для светского каталонского зодчества и в некоторых случаях для храмового (капелла Санта Агеда). Этот новый тип деревянно-каменной конструкции, главным элементом которой становится так называемая поперечная арка — диафрагма, опирающаяся либо на стенные консоли, либо на внутренние контрфорсы, можно обнаружить в средневековой Барселоне повсюду, особенно там, где требовалось создать единое замкнутое пространство, вмещавшее множество людей.

Среди обширного строительства общественных зданий особого внимания заслуживают биржи — новый тип сооружений, получивший распространение в готической Испании в областях Восточного Средиземноморья. Барселонская биржа (между 1380 —1392), перестроенная в 1763 году в неоклассическом стиле, сохранила старый главный зал, предназначенный для торговых сделок и денежных операций. Этот огромный зал (архитектор Пере Арвей), разделенный на три нефа трехчастной полуциркульной аркадой на очень высоких и тонких опорах, обладает тем же пространственным размахом и ощущением простора, что и интерьеры каталонских храмов.

Таково главное старое ядро ратуши — расположенный на втором этаже импозантный Зал ста (архитектор Пере Льобет), место регулярных собраний муниципалитета, торжественно открытый первым заседанием Совета ста 14 августа 1373 года. Таковы больничные палаты госпиталя Санта Креу в Барселоне (ныне читальный зал Национальной библиотеки) с несколько повышенной, близкой к стрельчатой формой поперечных арок.

Но эффектнее всего данный тип конструкции решен в более раннем строго уравновешенном грандиозном пространстве Тинелля, парадного зала Королевского дворца, построенного между 1359 и 1370 годами архитектором Гульермо Карбонелем.

Зал (17X33,5 м) разделен шестью мощными поперечными арками, которые поддерживают деревянный раскрашенный потолок и опираются на колонны, прислоненные к стене. Пролеты настолько широки, что пришлось включить в конструкцию поперечных арок боковые. В этом обширном зале заседали кортесы, справлялись празднества и траурные церемонии.

В Тинелле состоялся в 1493 году прием Фердинандом Арагонским и Изабеллой Кастильской Христофора Колумба после его первого плавания в Америку. Великому генуэзцу были оказаны самые высокие почести. Во время рассказа Колумба ему было милостиво разрешено сидеть в присутствии королевской четы. Всеобщее изумление вызвали те несколько уцелевших после тяжелого плавания индейцев, которых при огромном стечении народа торжественно окрестили в барселонском соборе. Можно вообразить себе зрелище этого небывалого озаренного сиянием американского золота празднества в гулком каменном пространстве Тинелля, охваченном могучими полукружиями широких арок.

Происхождение подобных арочных сводов в сочетании с балочным перекрытием плоского деревянного потолка восходит к разным истокам. Прообраз передовых конструкций, как уже упоминалось, возник в архитектуре романских монастырских дормиториев. Немалую роль играла и восточная традиция, особенно в применении деревянных потолков, поперечные и продольные балки которых, будучи расписаны или раскрашены в контрастные цвета, выполняли также и декоративную функцию.

Вместе с тем местным особенностям каталонского зодчества не препятствовало воздействие Италии, которое можно проследить в некоторых тинах зданий. Биржевые залы, например, вдохновлены образом открытых лоджий Тосканы, а такие памятники, как Тинелль или Зал ста, обнаруживают, например, сходство с Залом нотариусов в палаццо деи Приори конца XIII века в Перудже. Близость Италии, которая накладывала особую печать на архитектуру стран Средиземноморья, проявлялась в конкретном и более частном, а также, вероятно, и в чем-то общем, что было присуще этим странам. Так, несомненно, в эпоху готики каталонские здания, подобно итальянским, еще долго сохраняли романскую тектоническую концепцию архитектуры. Воздействие итальянской традиции заметно и в жилых постройках Каталонии.

Список использованной литературы

на главную



© Все права сохранены. Arhitekto.ru