Готика Каталонии XIII-XIV веков

Готический квартал в Барселоне - www.Arhitekto.ru

На романском этапе развития многие черты каталонского искусства проявились еще в упрощенных наивно-эмпирических формах. Но эти особенности стали одним из прочных элементов той богатой и плодотворной почвы, на которой взошли обильные всходы новой готической культуры.

Готика Каталонии XIII-XIV веков — это прежде всего образ архитектуры, смелой, передовой, которая отвечала потребностям большого коллектива людей и тяготела к созданию светских общественных зданий. Культовые и гражданские памятники отличались удивительным единством стиля. Столь характерный для готической эпохи расцвет городской культуры нашел одно из ярких подтверждений в том, что Барселона, которая достигла наивысшего подъема в начале столетия, приобрела новый облик с расцветом готического искусства.

Минуя оживленные проспекты и однообразные блоки жилой застройки, стоит войти в Готический квартал, чтобы ощутить себя в старом, исторически сложившемся центре города. Квартал давно слился с современной жизнью Барселоны и кое в чем изменил свой облик — на некоторых древних фундаментах воздвигли новые дома, часть сооружений подверглась поздней перестройке, в том числе фасады старинных дворцов, кафедрального собора, ратуши и биржи. И все же время здесь многое пощадило. Тесно сгрудились массивы зданий, суровые в своей строгой простоте. Всюду господствует потемневший, прекрасно отесанный камень. Некоторые улицы подобны ущельям, где лишь угадывается солнечный свет.

Центр старого города составляет ансамбль зданий. Это знаменитый начатый строительством в 1298 году кафедральный собор и главный Королевский дворец — древняя резиденция графов Барселонских, где постройки XIV—XVI веков группируются вокруг замкнутой Королевской площади. Рядом расположены дворец архиепископа и дворец архидиакона Луиса Деспла, а также обрамляющие площадь Сан Жауме здания ратуши и Генеральной депутации.

Печатью жестокого и грозного времени отмечена древняя Королевская площадь, северо-западную сторону которой образует фасад Тинелля, парадного зала дворца, с трехчастной композицией узких арочных окон. Слева поднимается пятиярусная лапидарная в своих очертаниях башня короля Мартина (1557 г.). В массивах темных еще сохранивших крепостной облик зданиях, в очертаниях башни с ее однообразным ритмом черных провалов глубокой арочной галереи, в стертых ступенях пологой ведущей в Тинелль лестницы, наконец, в самих формах пустой прямоугольной мощенной камнем площади ощущается неумолимое движение истории.

Своего рода хрестоматийным стал вид на Готический квартал, который открывается с площади Рамона Беренгера III. И на самом деле вид этот очень эффектен: громоздящиеся серые громады собора, Королевского дворца и капеллы Санта Агеда начала XIV века, воздвигнутой на остатках мощных освобожденных от поздней застройки римских оборонительных стен, образуют величественную исполненную внутреннего ритма картину. Господствуют крупные и ясные архитектурные массы, четко сопоставленные друг с другом объемы. Над широкими горизонталями крыш вздымается много башен; особенно внушительны завершающие трансепт восьмиугольные башни собора.

Каталонская готика может показаться рациональнее и несколько суше кастильской. Но ее произведения заключают в себе ту гармонию разумно организованных форм, которая свидетельствует о широте и свободе архитектурного мышления, о понимании каталонскими мастерами единства конструктивных и художественных задач. Главная из тенденций каталонской готики заключалась в новом типе интерьера, который напоминал зальную церковь, то есть приближался к однонефности, к единству пространственного впечатления. В поздней готике Западной Европы подобное решение храмового интерьера, которое давало возможность объединить большие массы молящихся, ознаменовало возросшее значение общины, развитие демократического начала.

Новый тип церкви укоренился в Каталонии одновременно с расширением и процветанием ее городов. Здесь строили в XIV столетии небольшие однонефные церкви. В Барселоне к такого типа церквам относятся уже упомянутая Санта Агеда (начата в 1311 году, архитектор Бертран Рикер), Сайта Мария дель Пино (начата около 1322 года) и Сант Жуст-и-Пастор (1342 г.).

Читайте также:

Источники