www.Arhitekto.ru - Архитектору

История архитектуры

...на главную
...карта сайта

 | Архитектура Древнего мира |  Античная архитектура |  Византия |  Древняя Русь |  Исламская и арабская архитектра |  Романский стиль | 
 |  Средневековая Италия |  Французская готика |  Архитектура Испании |  Возрождение |  Барокко |  Классицизм | 

Архитектура Испании

Фасады светских средневековых строений Барселоны

 Ратуша в Барселоне. Старый фасад - www.Arhitekto.ru В последние годы благодаря усилиям Комитета охраны памятников муниципалитета Барселоны удалось спасти от разрушения и реставрировать целый ряд интереснейших зданий. Превращенные в музеи, архивы, библиотеки, эти старинные дворцы как бы зажили новой жизнью, стали широко доступны. Расположенный в юго-восточном углу Королевской площади трехэтажный дворец Кларьяна Паделья, в 1931 году перенесенный с улицы Меркадерс, хранит коллекции Музея истории города.

Дворец архиепископа Луиса Деспла XV века с его очаровательным внутренним двориком занят муниципальным Историческим архивом.

Одна из самых старых улиц Барселоны, улица Монткада, превратилась в средоточие различных небольших музеев. Расположенные на ней дома образуют своего рода уникальный ансамбль. Все эти здания, более и менее измененные в последующие столетия, были куплены городом и тщательно отреставрированы. Среди них особого внимания заслуживают дворец маркиза де Льо (XVI век), дворец Беренгера де Агилар (XV век) и дворец Далмасес (XVII век).

Здесь можно наблюдать, как облик каталонского жилища дворцового типа, теряя крепостной характер, по мере развития городской жизни все больше проникался светским духом. Фасады сравнительно небольших сооружений выходят на улицу. Выразительность фасада достигнута великолепной кладкой тесаного камня. На его гладкой поверхности выделены арочный проем входа и чаще всего второй этаж, который обозначен как бы вставленными в массив здания арочными окнами, разделенными тонкими и высокими колонками. Нередко под слегка выступающим карнизом черепичной крыши помещена еще одна вставка — невысокая широкая галерея, типа маленькой лоджии с низкими округлыми арками.

Контраст суровой глади стенной плоскости и насыщенных декоративных пятен — излюбленный прием всего испанского зодчества, особенно в последующие эпохи. В фасадных композициях барселонских памятников этот прием еще только намечен. К сожалению, лишь немногие средневековые фасады гражданской архитектуры города дошли до нашего времени в неискаженном состоянии.

Такова, например, часть сохранившегося старого фасада ратуши (1399—1402), который выходит на узкую Городскую улицу. Архитектор Арнау Баргес в решении фасада акцентировал внимание на красоте камня, его прекрасной ровной кладке. Входной портал и несколько окон, нарядных, высоких, разделенных колонками и заполненных ажурным плетением на втором этаже, и широких прямоугольных со скругленной верхней частью — в нижнем, составляют основные элементы композиции. Их очертаниям следует декоративное убранство, словно наложенное на стену. Горизонтальные тяги, перекликаясь с линией резного карниза, усиливают впечатление устойчивости каменного массива и его плоскостности. Украшениями выглядят лишь три ромбовидных герба Барселоны над архивольтом портала работы Жорди де Деу и его мастерской (автор статуи св. Рафаэля, исполненной около 1400 года, точно не установлен).

При перестройке ратуши (новый фасад 1847 года) правая часть старого фасада оказалась безжалостно отсеченной, и то, что мы видим сейчас, восхищаясь живописной асимметрией композиции, составляет только его левое крыло с уцелевшим главным входом в центре.

Фасады дворцов на улице Монткада, зданий более скромных и камерных, не отличались такой зрелостью стиля и тонкостью скульптурных деталей. Они казались проще и грубее, однако и в них соблюдался тот же контрастный принцип оживления массивной стенной плоскости немногими, но изящными архитектурными мотивами.

Планы домов были разнообразны, но всегда преобладало стремление группировать помещения вокруг центрального открытого довольно узкого двора. Расположенная вдоль стены одномаршевая лестница вела на второй этаж в парадные и жилые покои. Галерея второго этажа окружалась стройной аркадой с капителями красивой формы. Обрамлению окон, которые выходили во внутренний двор, украшению балюстрады лестницы уделялось особое внимание.

Список использованной литературы

на главную



© Все права сохранены. Arhitekto.ru