Католическая колокольня Ла Хиральда - бывший минарет

Ла Хиральда в Севилье - www.Arhitekto.ru

Во время землетрясения 1355 года верхняя часть минарета упала на землю. К тому времени Севилья, взятая войсками Фердинанда III, уже более столетия была христианской. Минарет, названный башней Св. Марии, имел простое покрытие, на котором в 1400 году установили первые в Испании городские часы. Когда же строительство католического собора на месте разрушенной мечети Альмохадов закончилось, минарет получил новое мощное завершение в виде пятиярусной колокольни, сооруженной кордовским архитектором Эрнаном Руисом Младшим в 1568 году.

Колокольню венчала служившая флюгером четырехметровая бронзовая статуя христианской Веры с пальмовой ветвью и гербом в руках. Статуя, создание Диего Пескера и Бернардо Мореля, дала название всей башне «Ла Хиральда», производное от испанского глагола girar (вращаться). Было нечто неожиданно символическое в образе этой подвижной Веры, венчавшей католическое покрытие мусульманского минарета, на месте которого еще раньше, вероятно, стоял римский храм.

Первоначально Ла Хиральдой называлась не столько вся колокольня, а именно сама статуя, которая своими размерами и массивностью производила сильнейшее впечатление на современников. Чрезвычайно любопытен эпизод в «Дон Кихоте», где Сервантес в пародийном плане отождествляет эту статую с образом сказочной великанши. Мнимый рыцарь Леса, а на самом деле бакалавр Самсон Карраско, повествуя Дон Кихоту о своих подвигах, совершенных по велению «несравненной Касильдеи Вандальской», упоминает среди них поединок со знаменитой великаншей в Севилье по имени Хиральда, «которая столь отважна и могуча, что тело ее кажется вылитым из бронзы, всегда она остается на одном месте, а между тем нет на свете женщины более изменчивой и вертлявой». Побежденная рыцарем Леса Хиральда останавливает свое вращение, что и составляет один из комических подвигов этого новоявленного Геракла.

Замещение минарета в XVI веке христианской колокольней, которое не только увеличило его первоначальную высоту, но и внесло нечто принципиально новое в его облик, создало именно ту башню Ла Хиральду, которая неразрывно слилась в представлении многих поколений с образом Севильи. Эрнан Руис Младший сумел с достаточным тактом выполнить возложенную на него задачу, не разрушив пластического замысла и общего впечатления, производимого творением мавританских зодчих.

Тектоническая структура памятника довольно элементарна. Однако художественное раскрытие этой в основе своей простой структуры и составляет гармоническую красоту Ла Хиральды. Особую роль приобретает распределение декора, выявляющего монолитность постройки. Массив гладкой, отличающейся безупречной кирпичной кладкой нижней части стен как бы образует прочный цоколь башни. Лишь на значительной высоте поверхность сооружения облегчена тщательно продуманным декором.

Верхние ярусы разделены гладкой кирпичной облицовкой на три сильно вытянутые зоны. По центральной оси расположены одиночные, а затем двойные окна (ахимесес), обрамленные белыми, розовыми и серо-голубыми колонками. Окна вписаны в стрельчатые арки с фестончатым краем (балкончики пристроены в XVI веке). Центральная ось с окнами обрамлена вертикальными полосами рельефного декора, который образован чередованием геометрической плетенки и двойных стрельчатых арок. Подобный мотив альмохадского ромбовидного орнамента приобрел в архитектуре Ла Хиральды господствующее значение. Все его элементы подчинены строгой плоскостности. Так, глухие арочки, которые поддерживают тонкую сетку выложенного кирпичом орнамента, выделены небольшими углублениями в стене. В целом убранство имеет вид узорчатой вставки в простой каменный массив. Характерно, что углы башни оставлены гладкими. Эти устремленные ввысь грани Ла Хиральды, словно края гигантского монолита, четко очерчены в небе. Небольшая асимметрия пластических акцентов на ее сторонах разнообразит и оживляет строгую композицию. Спокойная горизонталь фриза, образованного глухой аркадой и ромбовидным узором, завершает мощный объем минарета.

На основании уникальных, дошедших до нашего времени старинных изображений можно судить, как выглядело это сооружение до тех пор, пока не превратилось в Ла Хиральду. Сочетание двух призм, обычное в минаретах андалусско-магрибинского типа, отличалось пропорциональностью и ритмическим единством. Стены верхней башенки с глухой аркадой, поддерживающей геометрическую плетенку, также имели трехчастную вертикальную композицию.

Внутри минарета семь ярусов соединены между собой каменным пандусом на двадцати восьми уровнях. Крытые разнообразными по формам сводами внутренние помещения просторны и хорошо освещены. В целях прочности толстые стены башни еще более уплотняются по мере того, как сужается идущее вверх внутреннее пространство. Севильский памятник принадлежит к числу лучших образцов альмохадского зодчества и воплощает его характерные черты: торжественную массивность форм, пропорциональность, строгость убранства, своеобразную структурность образа и его гармоничность.

Вместе с тем нельзя не учесть, что минарет был воздвигнут в Андалусии, в среде утонченных древних традиций. Созданные почти одновременно марокканские минареты мечети аль-Кутубийя в Марракеше (завершен в 1196 году) и неоконченной мечети Хасана в Рабате (начало строительства в 1195 году) при сходстве общего типа производят иное впечатление. Немалую роль играет характер кладки: башня Хасана — из каменных красновато-золотистых блоков, минарет аль-Кутубийи — из грубого необработанного камня. Каждое из этих сооружений эпохи Альмохадов — выдающихся памятников мирового зодчества — неразрывно слито с образом города. Трудно представить себе Рабат без мощной башни Хасана, оранжево-красный Марракеш — без стройной вертикали аль-Кутубийи, а Севилью — без Ла Хиральды. Если сравнить Ла Хиральду с минаретом мечети аль-Кутубийя, то андалусская постройка покажется более цельной и продуманной.

На плоскую крышу минарета можно подняться без особого труда. Существует предание, что Фердинанд III въехал на у на своем коне. Из окон и с балконов открывается вид на все четыре стороны, на залитую голубоватым светом долину с широкой блестящей лентой Гвадалквивира и далекие холмы. Контраст свободно вознесенной башни и лежащей внизу скученной Севильи был особенно разителен тогда, когда еще не существовало европейской застройки. Даже озелененная садами Севилья выглядела типичным восточным городом, словно составленным из низких геометрически четких объемов. С Ла Хиральды видны массив распростертого на огромной территории собора, его основные членения, крыши с малым наклоном, каменные украшения и множество неразличимых с земли деталей.

Читайте также:

Источники