Церковь Покрова на Нерли близ Владимира (1165 г.)

 Церковь Покрова на реке Нерль. 1165.
          www.Arhitekto.ru

В развитии древнерусской архитектуры наряду с архитектурными сооружениями и скульптурно-архитектурными ансамблями, поражающими своими размерами, получили признание также небольшие по размерам достопримечательности. С течением времени они вошли в сокровищницу монументального искусства, среди таких сооружений церковь Покрова на реке Нерли. На то время во Владимиро-Суздальской земле формировалась школа, в которой наряду со строительным мастерством развилось художественная резьба по камню, белому известняку местного происхождения. Некоторые черты этой школы, как и вообще всей древнерусской архитектуры XII века, сходны с чертами феодальной романской архитектуры тех времен. В правление Андрея Боголюбского во Владимире был построен Успенский собор, Золотые ворота, под Владимиром — ансамбль Боголюбовського замка и самая совершенная из всех сооружений — церковь Покрова на Нерли.

Согласно старинному источнику, князь построил храм «на лугу» в ознаменование своей печали о смерти любимого сына. По другой версии она была сооружена в честь победного похода на волжскую Болгарию и посвящена новому, неизвестному в Византии, празднику в часть Богоматери - Покрова Богородицы, установленному Андреем Боголюбским без позволения Киевского митрополита.

Эта небольшая церковь по праву считается одним из шедевров мировой архитектуры. В ней чрезвычайно ярко проявились не только художественный гений и мастерство владимирских зодчих, но и художественные идеалы древнерусских художников. Церковь была построена в 1165 г. по заказу князя Андрея Боголюбского, неподалеку от великокняжеского загородного замка, где река Нерль впадает в Клязьму и куда приплывали лодки, направлявшиеся к Владимиру. Задача, поставленная перед зодчими, была очень сложной, поскольку намеченное для постройки место лежало в заливаемой пойме. Поэтому зодчий, заложив фундамент, возвел на нем каменный цоколь высотой почти 4 м и засыпал его землей. Получился искусственный холм, который облицевали тесаными каменными плитами. На этом холме, как на пьедестале, и была воздвигнута церковь.

Церковь Покрова на Нерли — небольшой четырехстолпный храм, к которому с трех сторон примыкали галереи. Основные объемно-пространственные формы храма традиционны для Владимиро-Суздальского стиля, однако отсутствуют башни и увеличивается число элементов романского характера. Поверхность стен из белого тесаного камня украшена богатым рельефом, ставшим главным элементом, выделяющим Владимиро-Суздальских стиль. Входы и окна решены так же, как у романских построек.

В этом здании поражает стройность и изящество, исключительное богатство новых, небывалых ранее соотношений между его частями. Белизной камня, правильностью и стройностью силуэта Нерлинский храм выделяется из окружающего его пейзажа.

В его композиции пластика стен выразительно подчеркивает конструктивную систему не только путем выделения пилястр и закомар, но и очень рациональным использованием декора. Пластика пилястр состоит из чисто декоративной колонки, не имеющей никакой нагрузки, и уступов профиля, подчеркивающих конструктивное значение членений и выявляющих толщину стен. Четкое расчленение прясел по высоте декоративным аркатурным поясом сопровождается уменьшением толщины стен в верхней части, что подчеркнуто пластикой пилястр, получивших дополнительно два уступа. Последние говорят об усилившемся в верхней части значении вертикальных устоев за счет уменьшения массы стен. Зрительному облегчению прясел способствуют щелевидные окна в глубине уступчатых ниш, а также тонкий рельеф отдельных каменных блоков. Для зрительной нейтрализации массы купола барабан его облегчен световыми проемами и одет в ажурный наряд декоративного аркатурного пояса. Органический синтез декора с конструкцией вместе с изысканно стройными пропорциями членений явились основой сложения высоких художественных качеств произведения.

Церковь Покрова на реке Нерль (близ г. Владимира) 1165. www.Arhitekto.ru

От Боголюбова тропа ведет широкими лугами. Кое-где видны невысокие холмы, небольшие рощи, среди которых белеют стволы березок. На фоне темной зелени деревьев видно белоснежную стройную сооружение сказочной красоты. Чем ближе подходишь к ней, тем четче становятся ее спокойные, уравновешенные формы. Когда смотришь на стройные пилястры, плавно закругленные своды, которыми завершаются фасады, стройный барабан с мягко очерченным куполом, белоснежные стены церкви, которые отражаются в небольшом озере, чувствуешь какую-то песенную гармонию. С трех сторон входы украшены резными порталами, а по горизонтали фасады разделяются широкими колончатыми поясами. Чрезвычайно интересной является скульптура, которая украшает фасады. Это — нежные девичьи головки — символы весны и природы: травы, цветы, сказочные звери. Над окном центрального нефа — царь Давид играет на гуслях, а звери вокруг слушают волшебную музыку.

Когда церковь окружала невысокая галерея — она еще больше связывала сооружение с окружающей средой. Внутри вертикальный характер композиции сооружения обнаружено еще больше: четыре высокие столбы перекрываются вверху подпружных арками, на парусных сводах поставлен барабан, откуда льется свет. Все в здании просто, сдержанно и очень красиво. Светлый и высокий интерьер храма не рассчитан на действо с большим числом участников, это место, предназначенное для личной молитвы князя, пребывавшего на высоко поднятых, приближенных к куполу хорах. К сожалению, от первоначальной росписи храма сохранились только незначительные фрагменты, и судить о ней можно лишь по нескольким беглым зарисовкам, сделанным в середине XIX века.

В конце XVIII столетия из-за малой доходности этой заброшенной тогда церкви игумен Боголюбова монастыря получил разрешение владимирского епископа разобрать ее, чтобы использовать материал для постройки монастырской колокольни. Церковь уцелела лишь потому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене.

Удивительное совершенство форм и пропорций делает церковь Покрова на Нерли одним из наиболее выдающихся шедевров не только древнерусской, но и мировой архитектуры (2, стр. 100-102; 6, стр. 24-25; 9, стр. 66-67; 15, стр. 129-150; 16, стр. 140-149; 18, стр. 100-105).

Читайте также:

Источники