www.Arhitekto.ru - Архитектору

История архитектуры

...на главную
...карта сайта

 | Архитектура Древнего мира |  Античная архитектура |  Византия |  Древняя Русь |  Исламская и арабская архитектра |  Романский стиль | 
 |  Средневековая Италия |  Французская готика |  Архитектура Испании |  Возрождение |  Барокко |  Классицизм | 

Античная архитектура / Римская империя

Римские постройки, созданные при императорах династии Флавиев: Веспасиане (69-79 г.н.э.), Тите (79-81 г.н.э.) и Домициане (81-96 г.н.э.)

Триумфальная арка Тита в Риме - www.Arhitekto.ru За время правления династии Флавиев наряду с Колизеем было воздвигнуто множество крупных сооружений, изменивших облик города. Это прежде всего императорский дворец на Палатине, новый форум, новые термы, храмы и общественные здания.

На Римском форуме на фоне Табуляриума и Капитолийского холма сохранились стоящие на возвышении пышные коринфские мраморные колонны храма Веспасиана (начало 80-х гг. н. э.). Даже в современном, столь печальном состоянии эти остатки сохраняют удивительную, приобретшую ныне несколько романтический характер красоту и соразмерность.

"Столица была обезображена давними пожарами и развалинами. Он (Веспасиан) позволил всякому желающему занимать и застраивать пустые участки, если этого не делали владельцы. Приступив к восстановлению Капитолия, он первый своими руками начал расчищать обломки и выносить их на собственной спине... Предпринял он и новые постройки: храм Мира близ Форума, храм божественного Клавдия на Делийском холме, начатый еще Агриппиной, но почти до основания разрушенный Нероном, и, наконец, амфитеатр посреди города, задуманный, как он узнал, еще Августом. " Гай Светоний Транквилл.

В Риме нередко возникали пожары, подчас опустошавшие большие участки города. В 69 г.н.э., еще при жизни Вителлия, сильный пожар поизошел Капитолии. С первых месяцев своего правления Веспасиан начал восстановительные работы (70 г.н.э.). В 75 г. был освящен храм Мира, возведенный неподалеку от Римского форума. Грандиозный римский амфитеатир - Коллизей - строительство которого начал Веспасиан, был достроен и освящен уже после его смерти, в 80 г.н.э.

Слева от Колизея расположена арка Тита (70—81 гг. н. э.). К ней ведет древнеримская дорога, мощенная большими истертыми плитами неправильной формы. Сама арка стоит на маленьком холме, и ее белый стройный силуэт прекрасно рисуется на фоне неба.

Арка Тита, воздвигнутая в память подавления иудейского восстания, богато украшена сюжетными композициями. Эта арка представляет собой ордерный портик с арочным проездом, в ней впервые применен самый богатый и мощный из римских ордеров — композитный, или сложный. Капитель композитного ордера представляет собой сочетание капителей ионического и коринфского ордеров. Безупречность общей композиции арки и гармоничность пропорций выделяют ее из сооружений этого типа. На внутренних стенах ее единственного пролета сохранились рельефы, запечатлевшие триумф императора: шествие легионеров, несущих трофеи, семисвечник из разрушенного храма Соломона в Иерусалиме, Тит на колеснице в окружении соратников и богов, и т. д. Сквозь арку открывается вид на огромный комплекс римских форумов.

Повторно сгоревший в 80 г.н.э. Капитолий был восстановлен во время правления Домициана и освящен в 82 г.н.э. Также император Домициан повелел построить множество триумфальных арок по всему городу, новый форум, храм Юпитера, одеон и другие светские и культовые постройки.

"Множество великолепных построек он (Домициан) восстановил после пожара, в том числе и Капитолий, сгоревший во второй раз; но на всех надписях он поставил только свое имя, без всякого упоминания о прежних строителях. Новыми его постройками были храм Юпитера-Охранителя на Капитолии и форум, который носит теперь имя Нервы, а также храм рода Флавиев, стадион, одеон и пруд для морских битв — тот самый, из камней которого был потом отстроен Большой Цирк, когда обе стены его сгорели...
Статуи в свою честь он дозволял ставить на Палатине только золотые и серебряные, и сам назначал их вес. Ворота и арки, украшенные колесницами и триумфальными отличиями, он строил по всем кварталам города в таком множестве, что на одной из них появилась греческая надпись: «Довольно!». "
Гай Светоний Транквилл (5, стр. 26-27; 9, т. 2. стр. 528, 598; 13, стр. 77-78; 16, стр. 57).

Список использованной литературы

на главную



© Все права сохранены. Arhitekto.ru