www.Arhitekto.ru - Архитектору

История архитектуры

...на главную
...карта сайта

 | Архитектура Древнего мира |  Античная архитектура |  Византия |  Древняя Русь |  Исламская и арабская архитектра |  Романский стиль | 
 |  Средневековая Италия |  Французская готика |  Архитектура Испании |  Возрождение |  Барокко |  Классицизм | 

Античная архитектура / Римская империя

Постройки периода правления династии Антонинов (96-192 гг.н.э.)

Храм Антонина и Фаустины - www.Arhitekto.ru Римские императоры династии Антонинов:
- Нерва (96-98 гг.н.э),
- Траян (98-117 гг.н.э),
- Адриан (117-138 гг.н.э),
- Антонин Пий (138-161 гг.н.э),
- Луций Вер (161-169 гг.н.э),
- Марк Аврелий (169-180 гг.н.э),
- Коммод (180-192 гг.н.э).

Этот период отмечен усилением в сфере культуры индивидуалистических тенденций. Из монументальных сооружений того времени частично сохранились храм божественного Адриана, поставленный в его честь Антонином Пием на Марсовом поле, и храм Антонина и Фаустины на Римском Форуме. Впоследствии к Римскому форуму примкнули еще пять форумов: Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы и Траяна.

Древний центр столицы империи сегодня представляет собой не до конца раскопанные остатки сооружений форумов императорского Рима. По своему великолепию, роскоши, величине, разнообразию композиционного решения, богатству отделки выделяется форум императора Траяна (архит. Аполлодор Дамасский, 112-117 гг.) - самый крупный архитектурный ансамбль Древнего Рима. Помимо основной площади и храма на нем были возведены пятинефный удлиненный зал - базилика Ульпия и два симметричных здания библиотек, между которыми на небольшой площади была воздвигнута мемориальная колонна Траяна.

В настоящее время лишь громадная тридцативосьмиметровая колонна Траяна сохранилась почти нетронутой из всего этого грандиозного комплекса. Ее мраморный ствол двадцатью четырьмя витками обвивает барельеф с 2500 фигурами, изображающего эпизоды победоносных походов Траяна. Но на вершине колонны уже нет статуи императора — ее заменило изображение апостола Петра. Остатки Форума Траяна пересекает одна из самых оживленных улиц Рима — виа деи Фори Империали (улица императорских форумов). Здесь проходят военные парады и самые большие митинги. Триумфальная арка служит парадным входом, статуя императора установлена в центре площади, храм - в ее глубине. Выполненные из мрамора колоннады и портики, имевшие различные и подчас огромные размеры, являлись основным мотивом ансамбля.

Храм Адриана – периптер (8х15 колонн), дошедший своей боковой беломраморной колоннадой из 11 коринфских столбов, покоился на четырехметровом подиуме из пеперина. Стена его целлы снаружи была облицована мраморными плитками, а внутри украшена рельефами с изображением римских провинций. Колонны храма, хотя высокие( около 15 метров), и мощные, но слишком близко расположены друг к другу, и в связи с этим образовывали несколько монотонный ряд.

Храм Антонина и Фаустины (конец II в. н. э.), водружен на высокий подиум. Его монолитные из мрамора зеленоватого цвета коринфские колонны высотой 17 метров с беломраморными капителями поставлены тесно, вызывая ощущение сильного устремления архитектурных масс вверх. Грифоны и растительные орнаменты на фризе исполнены в типичном для того времени стиле классицизма. Зодчие этого периода больше подражали предшественникам, чем создавали новое. Позже храм Антонина и Фаустины был превращен в христианскую церковь Сан-Лоренцо-ин-Миранда.

Кроме форума Траяна, другим выдающимся произведением Аполлодора Дамасского, сохранившимся до наших дней, является всемирно известный храм всех богов Пантеон (125 г. н. э.) на Марсовом поле.

Архитектура поздних Антонинов в провинциях отличалась нарядностью и обилием декора. Портик храма Адриана в Эфесе был богато украшен рельефами. Антаблемент центрального пролета портика изгибался по полуциркульной кривой, превратившись в поддерживаемую колоннами арку.

Стремление создать изысканный по формам, замысловатый в плане, поражающий воображение памятник руководило зодчим, построившим изящный круглый храм в Баальбеке. В отличие от традиционных форм Большого и Малого храмов этого комплекса, его архитектурный образ полон контрастов: сочность коринфских капителей соотносится с утяжелением, сильно профилированным и выступающим антаблементом; отделенным от целлы выдвинутым колоннам с вытекающими на них частями архитрава противостоят врезанные в стену сводчатые ниши. (9, т. 2. стр. 511-519, 575; 10, стр. 257-259; 13, стр. 88-93).

Форум Траяна - www.Arhitekto.ru

Форум Траяна, 112-117 гг. План.

Список использованной литературы

на главную



© Все права сохранены. Arhitekto.ru