Выдающимся сооружением, имевшим центричный круглый план, является римский, «храм всех богов» Римской империи Пантеон (125 г. н. э.) - самый прекрасный и лучше всего сохранившийся памятник античного Рима.
Этот наиболее совершенный образец грандиозного храма-ротонды при императоре Адриане был перестроен из круглого бассейна Аполлодором Дамасским, автором самого крупного архитектурного ансамбля Древнего Рима - форума Траяна. Пантеон вмещает более двух тысяч человек.
Его пространство перекрыто куполом смелой конструкции диаметром 43 м, который оставался непревзойденным до 2-й половины XIX в. и послужил образцом купольной постройки для всех последующих веков.
Конструкция Пантеона свидетельствует о расцвете архитектурной мысли в Древнем Риме. Красота его в гармоничном сочетании четких объемов: цилиндра ротонды, полусферы купола и параллелепипеда портика.
Стены ротонды покоятся на бетонном фундаменте глубиной 4,5 м и толщиной 7,3 м. Толщина стен — 6,3 м. Стена ротонды состоит из восьми опор — пилонов, соединенных арками. Портик с двумя рядами колонн по восемь выглядит как преддверие храма — пронаос. Внушительные монолитные колонны без каннелюр высечены из красного египетского гранита, а их капители и базы — из греческого мрамора. Своим великолепием портик маскирует тяжелый цилиндр храма. Сильно выступая на маленькую площадь перед Пантеоном, он кажется особенно большим и скрывает за собой колоссальную массивную ротонду храма.
В основу художественного образа Пантеона положен строгий расчет. Диаметр ротонды равен общей высоте внутреннего пространства храма (43 м) так что, если в его пространство вписать шар, половину его образует купол. В совершенных гармонических формах круга и шара зодчий воплощает идею полного покоя, создает впечатление особенного, возвышенного величия. Внутреннее убранство храма — мраморные облицовки и стуковые украшения — необычайно торжественно. Снаружи первый ярус ротонды облицован мрамором, два верхних яруса оштукатурены.
Купол Пантеона достигает в диаметре 43 м, а толщина его около 1 м, его не превзошли купола храмов Средневековья, Возрождения, Нового времени, вплоть до конца XIX века. Верхняя зона купола создана из пемзобетона, чтобы уменьшить вес купола. Для освещения в центре купола оставлено круглое отверстие диаметром 9 м.
Здание снаружи необычайно массивно. Сплошное пятидесятишестиметровое в диаметре кольцо глухих стен замыкает его. Купол кажется вдавленным в эти стены, переходя к ним рядами плоских уступов. Сооружение образует монолитную глыбу, под тяжестью которой, кажется, прогнулась земля. Глубокий портик нисколько не смягчает этого мощного эффекта тяжести. Его колонны возносятся почти на пятнадцатиметровую высоту. Их цельные стволы вытесаны из темно-красного египетского гранита. Их коринфские мраморные капители почернели от времени, придав сооружению черты несколько мрачной пышности.
Внутреннее пространство древнего храма - огромное, торжественное, но наполненное мягким, умиротворяющим светом. Диаметр круглого зала чуть больше сорока трех метров. Облицованные мрамором стены прорезаны глубокими нишами, то прямоугольными, то полукруглыми. Отгораживающие их от основной части зала колоннады образуют ажурные завесы, позволяющие этому пространству сохранить идеально круглящиеся границы, но в то же время не быть геометрически замкнутым.
Кольцеобразный накладной антаблемент и расчлененный филенками аттиковый ярус над ним плавно описывают окружность зала, прерываемую, однако, входной аркой и конхой главной экседры в глубине.
Вертикали колонн, пилястр, филенок привлекают взор к увенчивающему зал полусферическому куполу, в котором все пространство храма приводится к невиданно гармоническому единству.
Купол Пантеона — подлинное чудо инженерного искусства и тонкого художественного вкуса. Это правильная полусфера диаметром в 43,2 метра (размеры его пролета были превзойдены лишь в XX столетии!). Его высота равна высоте стен, на которые он опирается. Тяжелый и массивный снаружи, он внутри покоится на опорных стенах с необычайным спокойствием и легкостью. Зрительно облегчающие его пять рядов убегающих вверх кессонов собирают в своих углублениях мягкий сумрак, и можно представить себе, что некогда украшавшие их позолоченные розетки поблескивали как звезды. Недаром древние сравнивали этот купол с небесным сводом.
Но Пантеон таит и еще одно несравненное чудо. В этом храме только один источник света — круглое девятиметровое окно, прорезанное в центре купола — «глаз Пантеона», как его иногда называют. Отсюда вниз падает сияющий световой столб. В «небе» храма сияет свое солнце.
Как уже говорилось, диаметр купола равен диаметру зала, а высота его — высота опорных стен. В образованное ими пространство вписывается шар — гигантский шар, куда свободно поместилось бы современное десятиэтажное здание.
В экседрах Пантеона стоят пышные саркофаги членов Савойской династии, но каждый из пришедших сюда спешит в левый дальний сектор храма, где на скромной могильной плите всегда лежат живые цветы — маленькие букеты красных гвоздик. Здесь похоронен Рафаэль.
Пантеон много раз копировали, но никто не сумел превзойти римский. И хотя с тех пор храм неоднократно подвергался переделкам, а крыша его давно лишилась своих бронзовых черепиц, он до сих пор сохранил свое величие.
Опыт римских центрических построек был широко использован в эпоху раннего христианства, в IV—V веках, когда велось большое строительство храмов для только что принятого культа. Таковы церковь и мавзолей Санта Констанца (на виа Номен-тина), церковь Сан Стефано Ротондо (недалеко от Колизея). Их внешний вид лишен каких-либо украшений, но интерьеры изящны и полны еще античной, но ставшей уже чуть идиллической красоты (4, стр. 13-14; 5, стр. 28; 9, т. 2. стр. 530-540; 10, стр. 260-261; 11, стр. 43-44; 13, стр. 90-92; 16, стр. 52-53).
Пантеон. Рим. Слева: Конструкция купола Пантеона. Разрез. План.