Развитие теории неоклассицизма во Франции в корне отличалось от английского опыта. Осознание относительности культурных завоеваний в конце XVII в. побудило Клода Перро усомниться в ценности пропорций Витрувия в том виде, как они были восприняты и очищены теорией классицизма. Взамен он разработал свои тезисы безусловной и произвольной красоты, приписывая первой нормативную роль стандартизации и совершенства, а второй — такую функцию выразительности, которую могут потребовать особые обстоятельства или характеры.
Вызов ортодоксии Витрувия был систематизирован аббатом де Кордемуа в его «Новом трактате об архитектуре» (1706 г.), где он заменил атрибуты архитектуры, предложенные Витрувием (польза, прочность и красота), своей собственной триадой: расположение, распределение и благопристойность. В то время как первые две из его категорий касались правильности пропорций классического ордера и соответствующего расположения его элементов, третья ввела понятие пригодности, которым Кордемуа предупреждал против неуместного использования классических или «почетных» элементов в утилитарных или коммерческих постройках. Таким образом, в этой работе не только критиковалось барокко, ставшее последним стилем старого режима: «Трактат» Кордемуа предвосхитил интерес Франсуа Блонделя к соответствию выразительности формы и дифференциации внешнего вида здания в связи с разным социальным характером различных типов построек. Настало время удовлетворять потребности неизмеримо более сложного общества. Помимо настойчивого требования об уместном использовании классических элементов, Кордемуа выступал и за их геометрическую чистоту, осуждая такие «порождения» барокко, как перебивки в размещении колонн, ломаные фронтоны и витые колонны. Орнаментация также должна быть уместной, и Кордемуа, на два столетия опередив статью Адольфа Лооса «Орнамент и преступление», доказывал, что многие здания вообще не нуждаются в орнаменте. Он предпочитал гладкую кладку и прямоугольные сооружения. Для него свободно стоящая колонна символизировала сущность чистой архитектуры, которую со всей очевидностью демонстрируют готические соборы или греческие храмы.
Аббат Ложье в своей книге «Опыт архитектуры» (1753 г.) интерпретировал идеи Кордемуа, отстаивая универсальную «естественную» архитектуру — первобытную «примитивную хижину», образованную четырьмя древесными стволами, которые поддерживали грубую крышу со скатами. Вслед за Кордемуа он утверждал эту элементарную форму в качестве основы для своего рода готических построек, которые бы не имели ни арок, ни пилястр, ни пьедесталов, ни других элементов формальной артикуляции и в которых промежутки между колоннами были бы максимально остеклены. Подобная «прозрачная» конструкция была реализована Жаком Жерменом Суффло в церкви Св. Женевьевы в Париже, начатой в 1755 г. Суффло, в 1750 г. один из первых посетивший дорические храмы в Пестуме, решился воссоздать присущие готической архитектуре ощущения света, пространства и пропорций в классических (если не романских) формах. С этой целью он воспользовался планом в виде греческого креста, неф и приделы которого были оформлены, как система плоских сводов и полуциркульных арок, опирающихся на ряды колонн в интерьере.