Интерьер севильского собора

Удивительное впечатление производит интерьер севильского собора, один из прекраснейших в храмах Европы.

Следует прежде всего представить себе, насколько необычен и в своей основе прост план собора — грандиозный, разделенный на пять нефов прямоугольник (140 X 76 м, без пристроек), за линию которого не выходит трансепт, с квадратным завершением абсиды (выступающие в абсидной части три полукружия Королевской капеллы относятся к XVI веку). Самый широкий (16 м) центральный неф достигает 36 м высоты, немногим превышая боковые (26 м). Сорок мощных столбов с пучками колонн поддерживают огромные своды. Между внутренними контрфорсами по южной и северной сторонам встроены многочисленные глубокие капеллы. Оконные проемы в них обычно заставлены, но нефы хорошо освещены большими окнами с разноцветными витражами. В центральном нефе и трансепте на уровне окон проходит галерея с геометрическим орнаментом балюстрады. Звездчатые с резными ребрами своды венчают средокрестие, а также четыре смежных с ними травеи. Это основные элементы декоративного убранства храма, где безраздельно царит строгий язык тектоники и преобладает крупный масштаб пространственных членений. Некоторые элементы его структуры, о чем наглядно можно судить по размеру, обнаруживают сходство с барселонским собором. Обе постройки, несомненно, объединяет стремление к зальному типу храма.

План собора в Севилье - www.Arhitekto.ru

План собора в Севилье

Трудно, однако, передать то захватывающее впечатление, которое производит севильский собор внутри. Его пространство раскрывается, как в готике, вглубь и ввысь, и вместе с тем, как в колонной мечети, в ширину, во все стороны. Ощущение порыва, взлета, которое охватывает зрителя в готическом интерьере, уступает место более спокойному, статичному и безупречно уравновешенному чувству пространства. Оно кажется однородным, гармоничным, незыблемым и проникнутым необычайной мощью. Возможно, подобный эффект достигнут в результате слияния двух типов художественного мышления, одного, восточного, приверженного пространству природы, и другого, западного, устремленного в заоблачные выси.

Пространство собора предназначено для грандиозных мистических действ, для огромных людских толп в дни торжественных служб и религиозных празднеств. Пространство собора настолько величественно и обширно, что оно поглощает расположенные в центральном нефе хор и Главную капеллу.

Здесь вспоминается типичная особенность готических храмов Кастилии, которая выделяет их среди средневековой архитектуры Европы. Речь идет о нарушении пространственного единства интерьеров, как правило, загроможденных хором и Главной капеллой. Подобная организация внутреннего пространства была вызвана могуществом духовной власти в Испании, где строителями церковных зданий являлась не городская община, а соборный капитул. В отличие от соборов других европейских стран хор — место расположения духовенства — оказался вынесенным из восточной абсиды в середину главного нефа, заняв почти его половину. От остального пространства храма хор огораживался высокой стеной, богато украшенной скульптурой. На том месте, где обычно в готическом храме Европы располагался хор, в испанском соборе помещалась Главная капелла с алтарным образом-ретабло, в свою очередь, обнесенная стеной или чаще решеткой. Так, хор и алтарь превращались в Испании как бы в небольшую церковь внутри собора. Общине предоставлялись лишь боковые нефы, значительно расширенные большим количеством капелл, и рукава трансепта. Убранство хора и Главной капеллы поручалось самым известным мастерам: скульпторам, живописцам, резчикам, декораторам, позолотчикам. Но эти пышные громоздкие инородные сооружения, возникающие в пространстве храма, подобно неожиданным и структурно неоправданным заслонам, способны вызвать нередко лишь чувство раздраженного недоумения.

Опасность подобного ощущения в меньшей мере грозила грандиозному интерьеру севильского собора, хотя и здесь хор и Главная капелла представляют собой внушительные преграды с огромными коваными решетками.

Интерьер собора в Севилье - www.Arhitekto.ru

Сооружение собора и Главной капеллы было завершено только в XVI веке. К этому времени относится большинство пристроек собора, которые представляют самостоятельные и значительные памятники испанского Возрождения, такие, как Королевская капелла 1551-1575 годов в абсидной части, главная сакристия, зал капитула в форме эллипса (1530 г.), сакристия де лос Калисес и другие — создания зодчих Диего де Риапьо, Мартина де Гиансы, Диего де Силоэ, Асенсио де Маэды, Хуана де Минхареса.

Подобно набитому драгоценностями гигантскому ларцу, собор полон произведениями искусства, от мастеров пластики XV века до Хуана Мартинеса Монтаньеса, крупнейшего испанского скульптора XVII столетия, картинами живописцев Педро де Кампаньи, Алехо Фернандеса, Роэласа, Луиса де Варгаса, Сурбарана, Мурильо, Вальдеса Леаля, Алонсо Кано, Гойи, сокровищами светской и духовной власти: дарохранительницами, реликвариями, облачениями, тканями, чашами, потирами, светильниками, оружием (и в том числе грандиозной коллекцией церковного серебра).

Среди более старых, представляющих историческую и художественную ценность реликвий — знаменитые в мореплавании «Альфонсовы таблицы», уточнения принятого во времена Альфонса X календаря, заключенные в форму деревянного инкрустированного серебром и самоцветами триптиха-реликвария. Но основную массу сокровищ составляют произведения искусства XVI века, начиная от десятиметровой и столь же редкой для Испании фрески Матео Переса Алесио с изображением св. Христофора (1584 гг.) до знаменитой серебряной дарохранительницы-кустодии работы Хуана де Арфе (1580 г.) и гигантского бронзового светильника «Тепебрарио», выполненного в 1559 году Вартоломе Морелем в стиле платереска.

Неисчерпаемая роскошь, изобилие и разнообразие форм в убранстве хора, больших и малых капелл, скульптур и решеток, барельефов и алтарей и других бесценных коллекций, словом, множеством всего, что требует пристального изучения, являются наглядным свидетельством самого широкого вторжения в жизнь собора того нового, что принес с собой необычайно яркий в жизни Севильи XVI век.

Читайте также:

Источники