Нарядная Пятницкая церковь стоит в центре древнего украинского города Чернигова. Судьба этого памятника необычна. Стояла на торговой площади Чернигова небольшая Пятницкая церковь. (Параскева Пятница издавна считалась покровительницей торговли). Высокий купол, многочисленные лепные украшения, нарядные пропорции церкви — все эти черты, без сомнения, давали основание отнести сооружение к стилю украинского барокко XVII-XVIII ст. Необычной была только ее центральная уступчатая композиция. Исследователи утверждали, что под барочным покровом скрыты формы древнерусского здания.
Во время Второй мировой войны после бомбежки в 1941 г. Пятницкая церковь сильно пострадала, во время восстановительных работ удалось с большой достоверностью воспроизвести все формы сооружения, одного из самых выдающихся памятников древнерусской архитектуры.
Церковь совсем не была похожа на все известные нам древнерусские сооружения. Все свидетельствовало о том, что это памятник нового архитектурного стиля, который сформировался на Руси в конце XII в., во времена «Слова о полку Игореве».
Известно, что в это время, на историческую арену выходили древнерусские города, в них бурно развивались ремесленничество и торговля, были ремесленно-торговые корпорации, то есть происходил тот же социально-экономический процесс, который обусловил развитие в Европе готического архитектурного стиля.
Трехнефное однокупольное здание имеет устремленную ввысь башнеобразную композицию. Церковь небольшая по размерам (16 X 11,5 м в плане), с четырьмя восьмигранными столбами внутри, тремя апсидами, высоким куполом, исключительно стройная по пропорциям, с невиданно изысканной и гармоничной композицией. В отличие от статических форм построек предыдущих времен композиция Пятницкой церкви является динамической. Ее стены стремительно нарастают вверх тремя рядами арок над основным объемом. Вертикальность сооружения подчеркивается профилированными пилястрами. Вертикальные и криволинейные элементы, которые доминируют в композиции, уравновешиваются горизонтальными ярусами окон второго этажа, рядами декоративных ниш разной формы и масштаба, меандровым фризом, напоминающим архитектуру XI ст., сетчатым орнаментом на апсидах. Вертикальные профилированные пилястры на разных высотах завершаются короткими, но энергичными штрихами карнизов.
Важнейшей новой чертой этого сооружения является живописный характер декоративных приемов — сетчатых орнаментов из кирпича («городков») и меандровых фризов, снова появившихся на фасадах вместо сухой романской аркатуры. Необыкновенно интересны рациональная кирпичная кладка «ящиками», четвертькружные арки и своды, перенесение основного вертикального распора со стен, на наружные столбы, что напоминает принципы готической конструктивной системы. Исследователем памятника П. Д. Барановским была выдвинута гипотеза о том, что строителем Пятницкой церкви мог быть кневский зодчий Петр Милонег. Эта мысль неоднократно повторялась в литературе. По одной из версий, здание строили местные черниговские мастера, хотя, вполне вероятно, что они находились под влиянием творчества прославленного киевского зодчего. По другой версии церковь возвела в начале XIII века смешанная киево-смоленская артель, которая работала в разных городах Древней Руси.
Розовый цвет стен сочетается с белыми полями декоративных ниш и разноцветными орнаментами на порталах. Внутри церковь напоминает башню.
В интерьере, отличающемся стройностью и динамичностью, господствует центральное подкупольное пространство. Внутренняя структура отражена в членениях фасадов, но в отдельных элементах наметились и отклонения, говорящие о зарождении декоративных тенденций.
Художественный эффект фресковой росписи усиливается разноцветной полом из желтых, зеленых и темно-вишневых глазурованных плиток. В отличие от Киевской Софии, где композиционная тема развивается в целую симфонию, в Пятницкой церкви все построено на одной, так сказать, мелодии. Это — радостная песня о красоте, где инженерный гений строителя сочетался с поэзией народного творчества. Пятницкую церковь в Чернигове иногда называют «Словом о полку Игореве» в архитектуре. И действительно, достопримечательность древнерусской архитектурные является не только современницей гениальной поэмы, но и близкой к «Слова» по характеру своей поэтики, по совершенству формы, по народному духом и идейной направленности (2, стр. 111-112; 6, стр. 26-27; 9, стр. 65-66).