Влияние французской готики

Наконец, существенную роль в формировании искусства позднего дученто и начала XIV века сыграла новая волна обращения к западноевропейской и прежде всего — французской готике. Это обращение носит не только более широкий, но и принципиально иной характер, чем в начале XIII века. Мастера позднего дученто открывают в готике черты, созвучные их собственным исканиям, тот опыт, которого не хватало средневековому искусству Италии.

Светские тенденции, бурно расцветшие в культуре Франции XII-XIII веков, реалистические и гуманистические потенции готической скульптуры, смелые конструктивные новшества и пространственные решения готических зодчих стали откровением для итальянцев.

Усвоение этих традиций совершалось в культуре и искусстве позднего дученто параллельно с формированием новых по сравнению с готикой, заключающих в себе ренессансное начало художественных идей и принципов, поэтому готические традиции вплоть до XV века не воспринимались как нечто противоречащее складывающимся в Италии новым тенденциям, больше того — иногда могли служить для них отправной точкой.

И в то же время, начиная с последних десятилетий XIII века итальянская художественная культура, развиваясь в тесном взаимодействии с готикой, представляет особый пласт в западноевропейской культуре, не только принципиально отличный от готики, но и представляющий следующую после нее ступень развития.

Источники

Читайте также: