www.Arhitekto.ru - Архитектору

История архитектуры

...на главную
...карта сайта

 | Архитектура Древнего мира |  Античная архитектура |  Византия |  Древняя Русь |  Исламская и арабская архитектра |  Романский стиль | 
 |  Средневековая Италия |  Французская готика |  Архитектура Испании |  Возрождение |  Барокко |  Классицизм | 

Архитектура барокко / Россия

Первоначальная планировка Петербурга

Успехи русских войск в Северной войне и победа в Полтавской битве (1709 г.) обеспечили молодому городу прочное положение. Петр I полагал превратить Петербург в торговый центр, но вскоре решил перенести сюда столицу. Уже в 1704 г. в письме А. Д. Меншикову он назвал Петербург "столицей".

В 1703 г. в устье реки Нева была заложена Петропавловская крепость, через год – Адмиралтейство, уже в 1712 г. Петербург официально был объявлен столицей. Очевидно, что при Петре Петербург строился с чрезвычайной быстротой для своего времени. Он строился кардинально отличительным образом от всех прочих русских городов. Если Москва первоначально располагалась на холме, затем граница города отодвигалась кругами от центрального Кремля. Петербург же расположился на ровной болотистой местности. Его планировка осуществлялась тремя главными лучевыми проспектами, по схеме трезубца, и не по кольцевой системе, а по радиальной, с четкой планировкой улиц. Все первые постройки города были из камня.

В 1716 г. Петр пригласил работать над проектом Петербурга французского архитектора Леблона. Он представил Петру "Генеральный чертеж Санкт-Пигербурху", запланировав идеальный город-крепость овальный в плане. Согласно замыслу Леблона город стоял не на улицах, а на каналах, как Амстердам или Венеция. Начали рыть каналы на Васильевском острове, но Ментиков распорядился делать их намного меньше и уже, тем на проекте, и, когда увидели это, было поздно менять. Копать бросили. Проект не был осуществлен, но центр города был установлен. (21, стр. 36)

Хотя впоследствии план Леблона был изменен, и Петербург преобразился в речной город, уникальный и неповторимый. В каждом городе имеется главная магистраль — парадная, широкая улица — проспект. Такой магистралью в первые годы строительства Петербурга была Нева. Широкая, полноводная река летом покрывалась кораблями, баркасами и челноками. Зимой, по льду, прокладывались дороги для езды на санях. Поэтому первые дома, дворцы Петра I и его приближенных, все канцелярии и общественные здания строились в ряд, вдоль берегов, по всем рукавам Невы.

Царь Петр рассматривал реку как главный "проспект" Петербурга, потому на парадную застройку набережных было обращено особое внимание. Примечательно, что все изображения Петербурга до середины XVIII в. показывают набережные Невы. Все значительные постройки города - дворцы и особняки - были непосредственно связаны с Невой. (25, стр. 19)

Строительство Петербурга приобрело значение государственного дела. Был дан приказ: прекратить всюду, по всему государству строительство каменных домов, кроме Петербурга. И еще, — всем едущим в новостроящийся город по воде, с моря или с Ладожского озера, везти на своих кораблях и лодках по нескольку десятков камней-булыжников, а едущим на лошадях подвозить в город по два-три камня на телегах и на санях. Никто не получал пропуска в Петербург на заставах, если подъезжал без камня. Камни надо было сдавать начальнику канцелярии строений, замечательному человеку Петровского времени — Ульяну Акимовичу Сенявину.

Условия строительства Петербурга в первые годы были трудны. Дождь, ветер, кругом бездорожье, болота и бесплодные земли. Голод и холод. Людей понаехало много. Жилых домов не хватало, — жили в землянках, шалашах и наскоро сколоченных бараках. Болезни и смертность приняли угрожающие размеры. С этим бедствием повел решительную борьбу Сенявин. Он отвел участки под постройки жилищ для плотников и каменщиков, прибывших из далеких окраин России, заготовил, сколько мог, продовольствия, позаботился о строительных материалах.

Камень появился. Дороги покрылись булыжной мостовой. Появились рабочие. На берегах Невы вырос город. (21, стр. 38-39)

Строительство северной столицы продолжали непрерывно сменяющие друг друга итальянские, голландские, немецкие, французские архитекторы, а также выдающиеся русские зодчие – Еропкин, Коробов, Земцев.

Три главных радиальных проспекта города – это Невский, Гороховская и Вознесенский – расположены идеально правильно, под равными углами. Они сходятся у Невы, у мыса Васильевского острова на треугольнике центрального ансамбля города из трех зданий – Петропавловской крепости, Адмиралтейства и Биржи. Над городом поднимаются грандиозные башни Петропавловского собора, шпиль Адмиралтейства, колоколен и куполов Казанского и Исаакиевского соборов (14, стр. 15-45).

Застройка Петербурга в начале XVIII в. Дом П.П.Шафирова - www.Arhitekto.ru

План Петербурга. 1737 г. Гравюра.

Список использованной литературы

на главную



© Все права сохранены. Arhitekto.ru