www.Arhitekto.ru - Архитектору

История архитектуры

...на главную
...карта сайта

 | Архитектура Древнего мира |  Античная архитектура |  Византия |  Древняя Русь |  Исламская и арабская архитектра |  Романский стиль | 
 |  Средневековая Италия |  Французская готика |  Архитектура Испании |  Возрождение |  Барокко |  Классицизм | 

Архитектура барокко / Россия

Интерьеры Петербурга начала XVIII в.

Интерьеры петровского времени сохранились в редких случаях. В этот период еще давали себя знать старые русские традиции. Но затем, прежде всего в Петербурге, стали появляться новые черты не только в композиции зданий, но и во внутренней их отделке. Во дворцах и домах знати на оси здания планируется зала для вечерних собраний — ассамблей, часто двухсветная; и здесь сосредоточивались основные средства декоративного убранства — роспись, лепка. Видное место занимали также кабинет хозяина и парадная спальня, где принимали гостей. Стены помещений штукатурились, белились или окрашивались, в нижней их части делалась деревянная панель, расчлененная на филенки с небольшой профилировкой, обычно дубовая. Иногда обшивка покрывала целиком все стены. В дворцовых помещениях шла развитая падуга, являвшаяся переходом к плафону.

Окна увеличиваются. Переплеты представляли собой сетку с небольшими квадратными стеклами. Для обивки стен достаточно широко применялись ткани — холст, штофы, рытые бархаты. Полы чаще были дощатыми или паркетными, с простым, как правило, геометрическим рисунком. Иногда полы делались мраморными в белую и черную шахматную клетку.

В дворцовых комнатах и залах нередко применялась живопись в виде вставок на холсте в центре плафона или росписей, в основном орнаментальных непосредственно по штукатурке. Живопись переходила иногда на падугу. Известны случаи, когда картины вставлялись в филенки деревянной обшивки (Монплезир в Петергофе). Помимо монументально-декоративной живописи в дворцовых интерьерах имела место и развеска станковых картин в простых строгих рамах. В некоторых сооружениях (дворец Меншикова на Васильевском острове в Петербурге) применялся способ облицовки стен и потолка расписными изразцами.

Большие изменения в это время претерпевают стилистические особенности мебели. Старая, встроенная, тяжелая заменяется переносной — стульями, креслами, столами, шкафами новых типов. Часть мебели была привозной — голландской, немецкой, несколько позднее — английской. Как и на Западе, мебель делилась на корпусную и для сидения. Столы были тяжелыми с массивным подстольем — обвязкой, с ножками токарной работы. Створки шкафов часто стеклились мелким «лунным» стеклом. Обивка стульев, кресел контрастировала с темными деревянными частями. В мебели, сохранившей еще некоторые черты старой русской конструкции, преобладали прямые поверхности, высокие спинки. Подлокотники, ножки украшались рельефной резьбой с крупными, сочными декоративными деталями.

Из осветительных приборов особенно широко использовались настенные и переносные, материалом для которых служили медь и латунь. Стенники имели металлические или зеркальные отражатели. Подвесные люстры применялись довольно редко из-за ограниченной высоты помещений, а также из-за наличия в парадных комнатах живописных плафонов. Использовались и настольные шандалы, и жирандоли со свечами.

Особую роль в петровских интерьерах играли большие изразцовые печи. Появляются в это время и камины. Печи обрабатывались или расписными изразцами (в отличие от рельефных XVII века), или белились по штукатурке и дополнялись стюковой декорировкой.

Чрезвычайно типичны интерьеры — петергофского Монплезира, Летнего дворца в Летнем саду, из парадных залов — Большого зала во дворце Кадриорг в Таллине.

Список использованной литературы

на главную



© Все права сохранены. Arhitekto.ru