www.Arhitekto.ru - Архитектору

История архитектуры

...на главную
...карта сайта

 | Архитектура Древнего мира |  Античная архитектура |  Византия |  Древняя Русь |  Исламская и арабская архитектра |  Романский стиль | 
 |  Средневековая Италия |  Французская готика |  Архитектура Испании |  Возрождение |  Барокко |  Классицизм | 

Архитектура барокко / Испания

Испанский чурригереск

Фасад собора Сантьяго де Компостела - www.Arhitekto.ru Апофеозом барокко можно считать непомерную пышность (которую долгое время именовали "чурригерескной") испанского искусства конца XVII — начала XVIII вв. Чурригереск - испанский стиль в архитектуре эпохи рококо, исторически явился возвратом позднего барокко к эстетике более раннего, пышного, несколько вычурного стиля. В дополнение к насыщенному орнаменту поверхности изобилуют такими деталями, как изломанные фронтоны, волнообразные карнизы, завитки, волюты, балюстрады, гирлянды и лепнина. Всякая сдержанность была отброшена в стремлении ошеломить зрителя. Название происходит от фамилии семьи архитекторов — Чурригера, хотя они не являлись самыми яркими представителями этого стиля.

Стиль чурригереск, характеризуется предельной насыщенностью плоскостей, фантастически сложными, причудливыми сплетениями декоративных форм. Произведения этого стиля отличаются живописностью и динамизмом композиции. Характерен интерьер Сакристии картезианского монастыря — Чертозы в Гранаде — Мануэля Васкеса и Луиса Аревало. В оформлении ее чурригереск достигает своей кульминации. Поверхности перегружены извивающимися, изогнутыми формами, некоторые мотивы почерпнуты из древнемексиканских и древнеперуанских памятников. Криволинейные очертания помещения еще более усложняют архитектурный эффект.

Убедительным примером испанского барокко может служить также известный «Эль Транспоренте» (1732) созданный Нарцизо Томэ для Кафедрального собора в Толедо алтарь в виде статуарной композиции в пышном, но вместе с тем очень изысканном архитектурном и скульптурном обрамлении, выполненном из тонко подобранных по цвету, в основном розоватых пород мрамора, дополняемых позолотой. Томэ создал композицию, в которой Святое Писание помещалось в прозрачный сосуд, видимый и из алтаря, и из зала, где находятся прихожане. Искусно вылепленные облака, золоченые лучи, масса детально проработанных резных ангелов, специально направленный естественный свет — все подчинено достижению мистического эффекта.

Независимость чурригерескного стиля от итальянских образцов вполне очевидна, достаточно рассмотреть фасад собора в Сантьяго-де-Компостела.

Список использованной литературы

на главную



© Все права сохранены. Arhitekto.ru