www.Arhitekto.ru - Архитектору

История архитектуры

...на главную
...карта сайта

 | Архитектура Древнего мира |  Античная архитектура |  Византия |  Древняя Русь |  Исламская и арабская архитектра |  Романский стиль | 
 |  Средневековая Италия |  Французская готика |  Архитектура Испании |  Возрождение |  Барокко |  Классицизм | 

Архитектура барокко

Наложение куполов

Купол часовни Визитации, Париж. Мансар - www.Arhitekto.ru В парижской часовне Визитации Мансар применяет два новых световых решения. В ризнице он использует потолочный свет, чей источник из нефа не виден. Над самим нефом водружены два купола и колоколенка, которая резко контрастирует с темной зоной, образованной верхним куполом.

Несомненно, Мансару первому пришла в голову мысль наложить друг на друга два купола с отверстиями в центре и использовать для их освещения скрытые от взгляда боковые проемы. В часовне Визитации это решение находится еще в зачаточном состоянии и встречается вновь в проектах Мансара для мавзолея Бурбонов в Сен-Дени. Затем Жюль Ардуэн-Мансар использует его в часовне собора Инвалидов, а Кристофер Рен в лондонском соборе Святого Павла. В те же годы Борромини создает образец наложения противоположных структур в церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане: ромбовидный план, крестовидные паруса свода, овальный купол. Вслед за тем Гварини приступает к нагромождению типовых элементов. Структуры традиционных форм — парусов свода, цилиндрических оснований колонн, куполов и колоколенок — парадоксальным образом искривляются, их пропорции нарушаются и взаимодействуют, оказывая искажающее влияние друг на друга.

Паруса свода опираются на пустоту, барабаны куполов уменьшаются, купола раскрываются на манер барабанов, колоколенки раздуваются на манер купола. После 1730 г. туринский архитектор Бернардо Виттоне синтезирует все эти приемы в одно целое. Используя всю гамму возможностей (потолочные отверстия, наложение куполов, дематериализация сводов) и сочетая их с каркасными структурами, он удваивает не только перегородки, но и кровли — в результате его церкви становятся настоящими оптическими камерами, призванными удержать и усилить свет.

В Италии архитекторы гораздо дальше продвинулись в экспериментах с купольными отверстиями. В Центральной Европе будут охотно заимствовать идеи Гварини относительно опор и сводов, но его звездообразные композиции (купол Сан-Лоренцо в Турине) не найдут там никакого отклика. Купола Гварини, подобно куполу Борромини в церкви Сант Иво де Сапиенциа в Риме, могут быть восприняты как игра линий и света, даже если в их конструктивных принципах нет ничего общего. Со светом обращаются как с пластическим материалом, который не должен раскрывать или подчеркивать детали интерьера или определенное пространство. В этом смысле Борромини и Гварини отличаются от Мансара и Бернини. Что касается Виттоне, то он наследует обе эти традиции: в Валлиното использует дематериализацию Гварини, а для церкви Сан-Бернардино в Кьери применяет систему потолочных отверстий, как в часовне Визитации Мансара.

Купола церквей Сант Иво де Сапиенциа, Риме, Борромини, и Сан-Лоренцо, Турин, Гварини - www.Arhitekto.ru

Список использованной литературы

на главную



© Все права сохранены. Arhitekto.ru