www.Arhitekto.ru - Архитектору

История архитектуры

...на главную
...карта сайта

 | Архитектура Древнего мира |  Античная архитектура |  Византия |  Древняя Русь |  Исламская и арабская архитектра |  Романский стиль | 
 |  Средневековая Италия |  Французская готика |  Архитектура Испании |  Возрождение |  Барокко |  Классицизм | 

Архитектура барокко

Декоративные приемы барокко. Гротески

Гротески Клода Одрана - www.Arhitekto.ru Украшения не поддаются анализу и классификации в еще большей степени, чем ордера. Их постоянная и быстрая эволюция, обусловленная неустанными трудами декораторов, объясняется также стремительным распространением орнаментальных мотивов в гравюрах и ремесленных изделиях. Будучи занятием творческим, оригинальным и прихотливым, искусство декорации привлекает ценителей — тонких знатоков, способных оценить как замысел, так и мастерство исполнения. К этому искусству почти всегда нужно приглядываться; оно склонно прикрываться шутливостью, любит не только обольщать, но приводить в изумление и сбивать с толку.

Создание набора орнаментальных мотивов стало одним из главных достижений эпохи Ренессанса. Эта работа была неотъемлемой частью гуманистического обновления, и в основе ее лежали археологические открытия. Сначала художники использовали античные сцены, фрагменты архитектурных сооружений, вязь, цветочные орнаменты, светильники и военные трофеи. Но особенно важную роль сыграла система «гротеска», опирающаяся на интерьеры, которые в конце XV в. были обнаружены в «гротах» — руинах Золотого дома Нерона в Риме. Причудливые здания, сплетение орнаментов, балдахины и драпировки образуют особый — лишенный пропорций, глубины и ощущения тяжести — мир, в котором на равных обитают чудовища, животные и человек. Все они чем-то заняты: охота сменяется процессией, игры и танцы переходят в сражение... Их очередность зависит исключительно от фантазии художника.

Система гротеска, отрицающая пропорции и законы тяжести, является полной противоположностью принципа архитектурного порядка, который выражает строго пропорциональное соотношение между опорой и тем, что она поддерживает. Эпоха Ренессанса очень быстро оценила интерьеры подобного типа. В Риме, в Фонтенбло, в Нидерландах утверждается настоящий «беспорядок» архитектуры: используя все регистры фантастического, причудливого и гротескного, творцы создают сложную систему ордеров, где заимствования и слияния сочетаются с полной несовместимостью отдельных элементов.

Список использованной литературы

на главную



© Все права сохранены. Arhitekto.ru