Стоящая перед готическим мастером задача создания храма, отвечавшего вкусам и идеалам эпохи, направляла его поиски по определенному руслу, в котором и осуществлялось магистральное движение художественной мысли эпохи готики. Выработанная система художественных и технических приемов соответствовала поставленной перед средневековым мастером задаче и обеспечила ее воплощение в жизнь.
Творческий метод, развивавшийся в рамках традиции, базировавшийся на использовании и переработке образцов, схоластизировавший художественную мысль, положив в основу ее развития заранее данную схему, в то же время представлял художнику возможности богатейших вариаций этой схемы, в которых в основном и выражали себя индивидуальные вкусы и склонности мастеров. Их дарования оттачивались в искусной переработке образца и внесении в него индивидуальных оттенков.
Каждый из соборов ранней и зрелой готики хранит печать нескольких индивидуальных талантов и разнообразных проявлений творческого воображения. Каждый из мастеров, руководивший строительством храма в определенный период, накладывая печать своего таланта на творческое лицо работавшей под его началом мастерской, вносил в облик готического собора элемент неповторимого своеобразия персонального дарования.
Каждое новое поколение архитекторов опиралось на достижения предшествующего поколения подобно тому, как апостолы готических витражей опираются на плечи поддерживающих их пророков. Важно подчеркнуть, что эти достижения создавали не просто русло традиции, в котором мастера нового поколения развивали затем свои дарования, но и служили им образцом в буквальном смысле этого слова.
Метод работы средневекового художника по образцам получил в эпоху готики классическое выражение. На смену сложным путям художественных влияний романского времени и многообразию местных, региональных художественных школ появляется и развивается ярко выраженная тенденция к стилистическому единообразию готики. Последовательно и логично развитие этой тенденции приводит к формированию «интернациональной» готики XIV века — единого общеевропейского художественного стиля.
Метод работы художника, базирующийся на иконографической традиции, заключающийся в интерпретации образа, соответствует средневековому образу мышления, средневековому восприятию мира как цепи подобий, восходящих к высшему прототипу. В художественной теории и практике средневековья ясно прослеживается мысль о творчестве человека по подобию творчества Бога, о следовании в искусстве законам природы.
Метод готического художника был умозрительным; он творил по законам природы так, как были поняты эти законы в его эпоху, опираясь на те же закономерности строя, порядка, гармонии, красоты, которыми, по средневековым представлениям, оперировал в своем творчестве Бог, создавая универсум, а затем, подражая ему, повторяла природа.