www.Arhitekto.ru - Архитектору

История архитектуры

...на главную
...карта сайта

 | Архитектура Древнего мира |  Античная архитектура |  Византия |  Древняя Русь |  Исламская и арабская архитектра |  Романский стиль | 
 |  Средневековая Италия |  Французская готика |  Архитектура Испании |  Возрождение |  Барокко |  Классицизм | 

Французская готическая архитектура

Вариации планировки готических соборов

В период ранней готики, когда мастера нащупывали пути в поисках нового стиля, архитектурные формы отличались большим разнообразием.

Но к началу XIII века, когда общая композиция готического храма и все конструктивные вопросы были в основном уточнены, готическая архитектура приобрела оттенок унифицированности. Творческий метод готического мастера определился окончательно, и он целиком отдался варьированию и усовершенствованию уже найденных конструктивных приемов, архитектурных форм и разработке их пластического и декоративного оформления.

В планах соборов ясно видна вариация одного и того же типа плана трех- или пятинефной базилики с трансептом и хором с обходом и венцом капелл. Романский характер плана обусловлен в некоторой мере тем, что многие готические соборы возводились на основания более ранних построек.

Зодчие варьируют длину храма и количество пролетов. Расположение трансепта и решение восточной части соборной церкви является наиболее часто изменяемой частью, в которой проявились вкусы и стремления архитектора и его заказчика.

Трансепт располагается то ближе к восточному окончанию храма (соборы в Нойоне, Лионе), то придвигается к его середине (соборы в Лане, Амьене, Шартре, Париже), то выступает далеко за пределы стен продольного корабля (соборы в Нойоне, Лане, Шартре), то не нарушает его границ (соборы Парижа, Буржа), то сливается с хоровой частью при помощи дополнительных боковых пролетов (соборы в Реймсе, Бордо), то получает апсидальное завершение рукавов (соборы в Нойоне, Турнэ, Суассоне, несохранившийся собор Камбрэ).

Хор окружается то двойным (соборы в Париже, Бурже, Шартре), то одинарным обходом (соборы в Нойоне, Реймсе, Амьене, Бовэ) и, за некоторыми исключениями (соборы в Париже и Бурже), завершается венцом из пяти или семи капелл.

Начиная новое строительство, готические архитекторы нередко пользовались готовыми планами других построек.

План собора в Манте (начат в 1175 году) повторяет план собора Парижской Богоматери, из плана Парижского собора исходили зодчие собора в Бурже. Хор с обходом и венцом капелл собора в Нойоне, возводившийся между 1150—1170 годами, копирует в больших масштабах восточная часть Реймского собора. План собора в Амьене в большой мере повторяет план Реймского собора; однако его трансепт располагается ближе к середине, а хор получает пышное завершение из семи капелл вместо венца из пяти капелл в Реймском соборе. План собора в Реймсе имитировали также зодчие собора в Леоне в Испании.

Но на основании одного и того же плана, благодаря гибкой системе геометрических приемов, готические мастера создавали архитектурные композиции, отличающиеся друг от друга общим пропорциональным строем, масштабами, структурой и характером декора.

Планы соборов - www.Arhitekto.ru Планы соборов - www.Arhitekto.ru Планы соборов - www.Arhitekto.ru

Список использованной литературы

на главную



© Все права сохранены. Arhitekto.ru