www.Arhitekto.ru - Архитектору

История архитектуры

...на главную
...карта сайта

 | Архитектура Древнего мира |  Античная архитектура |  Византия |  Древняя Русь |  Исламская и арабская архитектра |  Романский стиль | 
 |  Средневековая Италия |  Французская готика |  Архитектура Испании |  Возрождение |  Барокко |  Классицизм | 

Архитектура Древней Руси

Софийский собор в Киеве

Храм Св. Софии в Киеве, или Софийский собор. 1037. Реконструкция. - www.Arhitekto.ru Первый значительный этап в развитии русской культуры, в том числе и архитектуры, нашел свое проявление в эпохе Киевской Руси. Период расцвета Киевского государства — конец X—XI века. Киев превращается в один из самых богатых и красивых городов Европы, наряду с деревянными сооружениями в городе появляются дворцы, храмы и крепостные башни, построенные из кирпича и камня, выложенных рядами на розоватого цвета известковом растворе и образующих "полосатую" кладку.

Крупнейшим памятником архитектуры Киева явился многокупольный Софийский собор (начат в 1037 г.— окончен в конце XI в.), сооруженный князем Ярославом как главный храм. Церкви на Руси имели не только культовое, но и общественное назначение. Это усиливало то внимание, которое уделялось их строительству.

За девять с лишним веков своего существования Софийский собор после многочисленных разрушений не раз перестраивался. В наши дни внешне он сохранился в "одежде" наслоений XVII—XVIII вв. Однако под этими наслоениями хорошо сохранились его первоначальные формы. Интерьер собора с всемирно известной фресковой росписью и мозаиками является один из лучших художественных ансамблей средневековья.

Строительству собора предшествовали важные события. После смерти князя Владимира Святославовича в 1015 г. на Руси начались времена феодальных войн. Продолжались они до 1024 г., после чего Русь была разделена между Ярославом Мудрым и Мстиславом Храбрым. Лишь после смерти последнего в 1036 г. Ярославу удалось снова объединить Русь вокруг Киева. В том же 1036 г. большие силы печенегов осадили Киев. Под стенами города, там, где, по словам летописца, было "поле за городом", и где впоследствии был построен Софийский собор, русские войска нанесли печенегам сокрушительный удар. В ознаменование этих событий строится, как когда-то Парфенон в Афинах, Софийский собор. В архитектурно-художественном замысле сооружения отражено идею объединения Руси и победы над вековечным врагом, а также торжества новой христианской религии и феодального строя. Киевская София, как и константинопольская, не имела прямых аналогий: в ее типе, конструкциях и формах новаторство было заложено изначально.

О киевском Софийском соборе, митрополит Иларион говорил, что эта церковь "дивна всем окружным им странам, якоже ина не обрящется в всемь полунощи земнем, от встока до запада". И позднее, в XVI и XVII столетиях, доже после того как этот храм подвергся всяческим перестройкам, он приводил не только русских, но и иностранцев в восхищение. "Весьма многие согласны в том, — писал епископ Верещинский, — что в целой Европе нет храмов, которые по драгоценности и изяществу украшений стояли бы выше константинопольского и киевского", а известный путешественник Павел Алеппский признавал после посещения киевской Софии, что "ум человеческий не в силах ее обнять".

Собор задумывался, строился и украшался уже не как дворцовая церковь, а как главный храм Киевского государства, средоточие его духовной жизни - митрополия.

От византийских сооружений собор отличается планировкой и конструкциями, но прежде всего тем, что имеет тринадцать куполов. В процессе строительства произошло постепенное расширение первоначального плана, имевшего форму греческого креста. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестовокупольный храм с тринадцатью главами, из которых пять средних были более крупными, а центральная, осевая, самой большой. С севера, юга и запада собор окружался открытыми одноэтажными галереями на аркадах. С восточной стороны каждый из пяти нефов завершался полукруглой в плане апсидой. В результате многочисленных перестроек возникло девять нефов с десятью апсидами и тринадцатью характерными куполами. Подобным образом решен и пятикупольный Софийский собор в Новгороде (1054 г.). Спустя несколько десятилетий наружные галереи были надстроены вторым этажом. Кроме того, возник еще один ряд одноэтажных галерей, появились башни, заключавшие лестницы для подъема на хоры. Значительно позже — в XVII —XVIII веках надстроили и наружный ряд галерей, возникли прямоугольные контрфорсы, основная кладка скрылась под слоем штукатурки, на северной и южной сторонах возвели новые купола, были произведены и другие существенные изменения в архитектурном облике храма.

Софийский собор. Восточный фасад. 1037. Реконструкция. - www.Arhitekto.ru Меньше преобразований произошло внутри собора. Стены и своды были покрыты монументальной фресковой живописью и мозаикой. Изображения, в которых ясно просматривается стилистическая общность со статуарными, статичными образами Византии, полны торжественности и парадности. В главной алтарной апсиде мозаики размещены в трех ярусах. В верхнем — большая торжественная фигура Богоматери с поднятыми руками. Мозаики набраны из кубиков смальты разного цвета. Яркие чистые краски с преобладанием сине-лиловых тонов декоративно выделяются на сверкающем золотом фоне. Монументальная живопись киевской Софии, сплошным ковром покрывавшая архитектурные формы и органически связанная с ними, является высшим достижением искусства той эпохи. Мозаики и фрески поражают величием общего замысла. Вероятно, они были выполнены византийскими мастерами. В истории искусства существует немного примеров единства архитектурного замысла и настенной живописи, равных по силе воздействия Софийскому собору. Подобно тому как снаружи двенадцать малых куполов увенчивал главный купол, так внутри над множеством изображений отдельных персонажей, расположенных на столбах, на стенах и на сводах, царил суровый образ вседержителя. Вступая под своды собора, видя фигуры в золотом сиянии мозаики, древние киевляне приобщались к христианскому пониманию небесной иерархии.

В апсиде левого бокового нефа покоится большой, покрытый искусной резьбой мраморный саркофаг, в котором похоронен основатель собора князь Ярослав Мудрого.

Большие масштабы, целостное композиционное построение и ряд других признаков позволяют провести параллель между Софией в Киеве, первым крупным монументальным сооружением Древней Руси, и современными ему византийскими храмовыми постройками (2, стр.25-39; 6, стр. 23-27; 7, т.3, стр. 539-551; 11, стр. 46-49; 15, стр. 101-106; 16, стр. 87-96; 18, стр. 22-30; 24, 50-51).

Список использованной литературы

Похожие статьи:

- Первый известный каменный храм Древней Руси - Десятинная церковь в Киеве (конец X в.)

- Оборонительные сооружения Древней Руси X-XIV вв.

- Постройки времени правления Ярослава Мудрого (1019-1054)

- Киевская архитектура второй половины XI — начала XII в.

- Архитектурный ансамбль Киево-Печерского монастыря

- Городские постройки древнего Новгорода

на главную



© Все права сохранены. Arhitekto.ru