www.Arhitekto.ru - Архитектору

История архитектуры

...на главную
...карта сайта

 | Архитектура Древнего мира |  Античная архитектура |  Византия |  Древняя Русь |  Исламская и арабская архитектра |  Романский стиль | 
 |  Средневековая Италия |  Французская готика |  Архитектура Испании |  Возрождение |  Барокко |  Классицизм | 

Архитектура Древнего мира / Персия

Архитектура Персии ахеменидского периода

Дарий Великий. Рельеф из Персеполя - www.Arhitekto.ru После победы над мидянами в 550 гг. до н.э., персидский царь Кир Великий (годы правл. 558-530 гг. до н.э.) завоевал Лидию, весь Иран, Двуречье, Сирию, Малую Азию, Палестину, Финикию, Зкавказье. В 538 г. до н.э. Кир разбил войска вавилонского царя Набонида, а в 539 г. до н.э. Кир был коронован как вавилонский царь. Так образовалась одна из самых значительных древних держав - Ахеменидская империя.

Сын Кира, царь Камбиз, завоевал Египет. Сменивший его на престоле царь Дарий I вновь подчинил восставшие владения – Вавилон, Малую Азию и Египет, затем завоевал Аравию, Средний Восток, Северную Индию, остова Эгейского моря, Македонию и Фракию. Царь Дарий утвердил 20 сатрапий, во главе которых стояли сатрапы.

В 330 г. до н.э. ахеменидское государство было завоевано армией Александра Македонского.

Архитектура Ирана эпохи Ахеменидов унаследовала многие строительные традиции Мидии и других соседних областей. В качестве основного строительного материала для стен использовался сырцовый кирпич, для плоских перекрытий и колонн - дерево. Широко использовался камень для фундаментов, колонн, лестниц и др. конструкций. Каменные блоки скрепляли железными крючьями и кольями (11, стр. 86).

Все искусство ахеменидской Персии, в том числе и архитектура, было преимущественно подчинено одной идее – возвеличиванию царя царей. Наиболее выдающимися памятники архитектуры, относящиеся к этой культуре - великолепные дворцовые ансамбли (6, том 1, стр. 296-298).

В архитектуре ахеменидского Ирана различают три основных этапа:

1 – период строительства Пасаргад. В этот период в персидское государство входила только Мидия. Преобладали местные иранские строительные традиции, берущие начало от жилой архитектуры. Сооружения относительно небольшие по величине, свободно расположенные в пределах парка. Помещения прямоугольные в плане. Главный фасад оформлен в виде портика, по бокам ограниченного угловыми квадратными выступами стен. Колоннам характерны простые формы ордера, их стволы гладкие, во многом сохраняющие пропорции деревянных колонн. Архитектуре Пасаргад присущ базиликальный разрез, контрастное черно-белое оформление интерьеров каменных деталей и облицовок.

2 - период строительства Персеполя. На этом этапе архитектура ахеменидского Ирана достигла наивысшего расцвета в строительной технике и художественной выразительности. Дворцовые постройки приобретают торжественность, монументальность, грандиозность; они провозглашают верховную власть царя, создавшего и повелевающего огромной империей.

Дворцовый ансамбль возведен на высокой террасе, дворцы подняты на дополнительные платформы. Ему присуща регулярная планировка, оформлены торжественные подходы и лестницы к парадным залам и дворцам. Вокруг построек огромное свободное пространство, позволяющее охватить взглядом грандиозный комплекс. Сформировался новый тип парадного зала, огромного по площади и высоте, квадратного в плане, с многочисленными стройными высокими колоннами, установленными рядами. Фасады зала оформлялись портиками с колоннами, обычно установленными в 2 ряда. Наружные и внутренние стены оформлялись барельефами, сюжеты которых прославляли царя.

3 - период строительства Суз. На этом этапе к достижениям предыдущих периодов добавляется влияние культур завоеванных стран. Вавилонские строительные традиции оказали сильное влияние при сооружении дворца в Сузах. Успешно применялись вавилонские принципы композиции, планировки, сводчатые перекрытия прямоугольных узких залов, бетонированные полы. К анфиладно расположенным большим внутренним дворам примыкают группы небольших внутренних помещений. Ападана в Сузах еще больших размеров, чем в более ранних дворцовых ансамблях. Для облицовки используются изразцы, ранее широко распространенные в вавилонских постройках, но еще более усовершенствованные и разнообразные. В отделке используются различные текстуры и цвета (6, том 1, стр. 313).

Список использованной литературы

на главную



© Все права сохранены. Arhitekto.ru