www.Arhitekto.ru - Архитектору

История архитектуры

...на главную
...карта сайта

 | Архитектура Древнего мира |  Античная архитектура |  Византия |  Древняя Русь |  Исламская и арабская архитектра |  Романский стиль | 
 |  Средневековая Италия |  Французская готика |  Архитектура Испании |  Возрождение |  Барокко |  Классицизм | 

Архитектура Древнего мира / Персия

Дворцовый комплекс Персеполя

Дворцовый комплекс Персеполя (520-460 гг. до н.э.) располагался на высокой террасе (450 х 300 м), вырубленной в скале, в форме неправильного прямоугольника, и был огорожен мощной крепостной стеной. Платформа отчасти состояла из естественной скалы, частью достроена со стороны долины. Кладка из блоков серого известняка, обычного строительного материала для зданий Персеполя, соединена железными скобами, без раствора, и достигает в высоту 8-18 м. Первоначально терраса была облицована стеной из необожженного кирпича, парапет был покрыт рельефами.

Основал новую столицу Ахеменидского государства царь Дарий, его преемники продолжали строительство. Персеполь – это греческое название города, первоначально он назывался Парса (5, стр. 301-304; 11, стр. 92).

Царь Ксеркс построил лестницу, пропилеи перед ней и дворец-ападану. Артаксеркс I построил небольшой дворец, Дарий II – небольшие пропилеи. Артаксеркс II Мнемон (405-395 гг. д н.э.) возвел грандиозный Стоколонный зал.

Парадная двухмаршевая лестница, два крыла которой, расходясь вверху, вновь сходились на верхней площадке, находится на южной стороне террасы.

Дворцовый комплекс в Персеполе - www.Arhitekto.ru Дворцовый комплекс в Персеполе - www.Arhitekto.ru

Слева: дворцовый комплекс в Персеполе (520-460 гг. до н.э.). План:
1 - парадная лестница; 2 - пропилеи Ксеркса; 3 - ападана Дария-Ксеркса; 4 - Стоколонный зал;
5 - трипилон; 6 - дворец Дария; 7 - дворец Ксеркса; 8 - гарем; 9 - помещения охраны.

Справа: колонны ападаны Дария.

Напротив лестницы возвышались величественные пропилеи, возведенные Ксерксом, т.н. «Ворота всех стран». Пропилеи представляют собой квадратное в плане здание (сторона 24,57 м). В стенах, сложенной из сырцового кирпича, снаружи были ниши, три дверных проема были облицованы мощными каменными блоками. У западного входа в камне были высечены горельефы двух огромных быков, у восточного – два гигантских крылатых быка с человеческими головами (высотой до 5 м). Перекрытие зала поддерживали 4 колонны (высотой 17 м), с колоколообразными базами и капителями в виде протом животных. Самый высокий - южный - проем (высотой до 5 м) вел на обширную внутреннюю площадь.

В конце площади возвышалась платформа (высотой 4 м), на которую вела двойная лестница, украшенная рельефами – вереницы персидских воинов, данников захваченных держав. На платформе высилась ападана Дария – Ксеркса, ее строительство было начато царем Дарием, и закончено Ксерксом I. Ападана, или многоколонный парадный тронный зал, представляет собой огромное высокое здание (площадь 10 кв. м, высота главного зала ок. 20 м), квадратное в плане (сторона 62,5 м). К залу с трех сторон примыкают портики, каждый с 12 колонн (по 6 в ряд). С двух сторон восточного портика возвышаются две массивные квадратные башни (11, стр. 94) .

Мощные стены ападаны (5,6 м) были возведены из сырцового кирпича, потому плохо сохранились. Перекрытие зала (из кедра, покрытого листовым золотом) поддерживали 36 каменных колонн (по 6 в ряд, высотой ок. 18 м, базы шириной ок. 2 м), из них сохранились лишь 3. Относительно небольшая толщина колонн по сравнению с их высотой и промежутками между колоннами создает впечатление большого пространства, дематериализации несущих элементов. Неизвестно, как освещалось внутреннее пространство зала, возможно, только через световые отверстия между портиками и залом. Возможно, стены главного зала изнутри были увешаны коврами (5, стр. 305-310; 11, стр. 93-95)

Колонны ападаны и пропилей в Персеполе имеет каннелюры, высокие колокольчатые базы и высокие капители. Сложные по форме капители состояли из нескольких частей: нижняя часть напоминает нераспустившийся бутон цветка со слегка отогнутыми лепестками, средняя часть — вертикально стоящий крестовый в плане брус, с канелированой поверхностью и двойными волютами сверху и снизу, верхняя часть – парные протомы животных (скульптурные изображения голов двух быков). Форма капители и большое расстояние между колоннами свидетельствуют о том, что на них опирались деревянные балки перекрытия.

С северного портика в зал вели два широких проема, с западного и восточного – по одному. Стенки лестниц ападаны облицованы каменными плитами, покрытые рельефными изображениями. Лестница, примыкающая к восточному портику, выходила на площадь, на противоположной стороне которой возвышался Зал ста колонн.

Дворцовый комплекс в Персеполе - www.Arhitekto.ru Дворцовый комплекс в Персеполе - www.Arhitekto.ru Дворцовый комплекс в Персеполе - www.Arhitekto.ru

Слева: руины дворцового комплекса в Персеполе.
В центре: пропилеи Ксеркса в Персепольском дворцовом комплексе.
Справа: капитель колонн из Персеполя.

Парадный приемный царский зал, т.н. Зал ста колонн, по площади и высоте несколько уступал большой ападане (длина 68 м). На северном фасаде зала был выстроен портик с 16 колоннами, стоящими в два ряда. По бокам портика находились две квадратные угловые комнаты и две скульптуры быков. В центральном зале возвышались 100 колонн (по 10 в ряд), от которых остались лишь базы. Стены и колонны зала пострадали при пожаре, когда город осадил Александр Македонский. В стенах, построенных из сырцового кирпича, были по 2 дверных проема и по 11 ниш в каждой. Перекрытие зала было легким, деревянным, колонны же – тонкие (диаметр по отношению к высоте составлял 1:10-13). Стены и колонны теряли материальность по сравнению с величиной внутреннего пространства зала. Возможно, зал освещался через проемы в верхней части стен. Каменные наличники дверей были украшены барельефами, сюжет которых прославлял царя – торжественные приемы правителей, сцены царской охоты.

За парадной частью дворцового комплекса, на южной стороне террасы, располагались царские жилые дворцы. Вход с парадной в жилую часть комплекса осуществлялся через пропилеи, т.н. «трипилон». К нему вела лестница со двора, лежащего между большой ападаной и Стоколонным залом.

В жилой части дворцового комплекса помещения сгруппированы вокруг двух больших дворов и одного меньшего. Восточная часть жилого комплекса занята зданием, именуемым «гаремом». В центре здания находится 12-колонный зал, вход в который идет через 8-колоный портик, с противоположной стороны зала – выход в прямоугольный дворик, тех же размеров, что и портик. За внутренним двориком расположены одинаковые небольшие залы, занимающие оставшееся пространство здания.

На западной стороне большого «гаремного» двора лестница, через пропилеи с 4 колоннами, спускалась ко второму, меньшему двору. На всю ширину двора протянулся фасад дворца Ксеркса – 12-колонный портик. В центре дворца располагался квадратный зал с 36 колоннами (по 6 в ряду), к которому примыкали небольшие комнатки. На южной стороне дворца была устроена терраса, с которой открывался прекрасный вид на всю долину. Вероятно, перекрытия во дворце Ксеркса, колонны и базы были деревянными, т.к. не было обнаружено их остатков. Однако сохранились каменные основания колонн, а также наличники дверных и оконных проемов.

К западной стене дворца Ксеркса примыкал дворец царя Артаксеркса III. Его 8-колнный зал смещен к западу здания, жилые помещения примыкают к нему с восточной стороны. Главный фасад с 12-колонным портиком выходит на небольшой дворик, с противоположной стороны которого расположен дворец Дария.

Наименьший по площади дворец Дария обращен фасадом на юг, за что получил название Зимнего дворца. Это прямоугольное помещение, в центре которого размещался главный зал с 12 колоннами (по 4 в ряду), квадратный в плане. Вход во дворец оформлен 8-колонным портиком, с двух сторон которого были построены лестницы. К главному залу с трех примыкали малые залы и комнаты.

Дворцовый комплекс в Персеполе отличает регулярная планировка. Строения возведены по одной оси. Вероятно, при его строительстве использовался единый модуль (6, том 1, стр. 300-305).

Список использованной литературы

на главную



© Все права сохранены. Arhitekto.ru