Развитие архитектуры в Северных и Южных Нидерландах, начиная со второй половины XVI века, пошло различными путями. И в Бельгии, и в Голландии XVII века в архитектуре наблюдается барокко, и если в бельгийской архитектуре стиль барокко переживает период расцвета, то в голландском зодчестве его развитие ограничивается использованием декоративных элементов, обогащавших рационалистический в целомоблик зданий.
Для развития архитектуры барокко в Бельгии имело большое значение творчество прославленного художника П.-П. Рубенса. Поездки его в Италию и Испанию способствовали освоению бельгийскими зодчими форм архитектуры Ренессанса и барокко в этих странах. Рубенс явился автором большого количества архитектурно-декоративных работ (триумфальные арки и другие сооружения), дошедших до нас в виде эскизов маслом и гравюр. Рубенсу принадлежит проект его собственного дома в Антверпене по образцу итальянских палаццо, его оформление отличается оригинальностью композиции. Сечас это дом-музей художника.
Преобладающим типом монументальных сооружений этого времени являлись католические церкви. Одна из характернейших — церковь Михаила в Лувене, построенная крупным мастером барокко, учеником Рубенса, Лукой Файдгербом. Она имеет трехнефный крестообразный план. Центральный ризалит фасада — трехъярусный, верхний ярус решен в виде фронтона нидерландского типа. Боковые части — одноэтажные. Три членения фасада объединяются волютами. Сооружение отличается пышностью и вместе с тем живостью декорировки.
Из гражданских сооружений в Бельгии в XVII веке продолжали строиться в большом количестве здания цехов. Подобных сооружений было много возведено в Брюсселе, Антверпене и других городах. Типичные образцы архитектуры того времени сосредоточены на брюссельской рыночной площади. Бельгийские мастера остаются верными архитектурным традициям городских построек предшествующего времени: все эти дома представляют собой четырех-пятиэтажные здания с узкими фасадами, завершающимися обязательными щипцовыми фронтонами. Применялись лишь более разнообразные декоративные элементы. Фронтоны приобретают барочно-усложненные формы, на фасадах появляются ордера, гермы, кариатиды, балюстрады.
Особенно плодотворным становится второе десятилетие XVII века. Во Фландрии начинается строительство серии церквей с богато украшенным интерьером — для августинцев в Антверпене (архитектор Венцель Коберхер) и иезуитов в Брюсселе (Якоб Франкарт). Особенно выделяется иезуитская церковь в Антверпене — творение Петера Хюиссенса.