Джон Вэнброу

Бленхейм замок. Ванброу - www.Arhitekto.ru

Современником Рэна, принадлежавшим уже к следующему поколению, был Джон Вэнброу (1664-1726 гг.) — наиболее барочный из всех английских мастеров.

До 1702 г. Вэнброу занимался драматургией, затем занялся деятельностью в другой сфере; для лорда Карлайла он спроектировал Касл-Ховард, Йоркшир. Его первый проект был намного проще, чем построенный в итоге дворец. Возможно, он еще не был обучен, однако под рукой оказался Николас Хоксмур, получивший хорошее образование служащий великого архитектора сэра Кристофера Рена. Хоксмур считался помощником Вэнброу, но в действительности был его партнером.

Именно эти два человека вознесли к вершинам английский барокко, архитектурный стиль, где разнообразие соединений вызывает ритмическое действие, и элементы классической архитектуры используются именно с этой точки зрения. Стиль, в котором работали Вэнброу и Хоксмур, иногда называют тяжелым, однако эта тяжесть работает на создание драматического эффекта. Этот стиль был совместным изобретением: Хоксмур уже начал развивать его в 1690-х годах, он выступал в роли чертежника, администратора, проектировщика, а Вэнброу приписывают создание общего плана здания и впечатляющих масштабов.

По ходатайству лорда Карлайла, главы казначейства, в 1702 году Вэнброу встал во главе королевских мастерских. В 1703 году он создал проект Королевского театра, или оперного театра, что в Хеймаркете. Здание было внешне великолепным, однако стало неудачным проектом, частично из-за плохой акустики, на его строительстве Вэнброу потерял значительные средства.

К числу лучших его произведений принадлежит замок Бленхейм (1705 г.) - преподнесенный английским народом герцогу Мальборо в память о его победе при Бленхейме. Он продолжил проектировать загородные дома, и при строительстве таких зданий, как Кимболтон-касл, Хантингдон (1707-1710 гг.), и Книге уэстон, Эн-вон (около 1710-1714 гг.), его стиль в плане использования декоративных элементов и кладки правильных геометрических форм становится проще. В 1714 году при правлении Георга I Вэнброу получил рыцарский титул, а в 1715 году он снова встал во главе королевских мастерских. Под влиянием искусства фортификационных сооружений и архитектуры Елизаветинской эпохи построены последние работы Вэнброу. Это Истбери, Дорсет (1718-1726 гг.), Ситон-дела-вел, Нортумберленд (1720-1728 гг.) и Грнмстор пе-касл, Линкольншир (1722-1726 гг.). Он проектировал эти здания один, без Хоксмура, выбрав простой стиль и со все нарастающей смелостью используя некоторые элементарные формы. В Ситон-делавел он смог представить максимум драматизма в одном относительно небольшом здании. Вэнброу поздно женился, его жена была младше него на 30 лет. Его многие любили; по словам Александра Поупа и Джонатана Свифта, он был «человеком большого ума и чести».

Сооружения его репрезентативны и хранят на себе печать влияния архитектурного стиля французских дворцов. Преследуя декоративные цели, Вэнброу нередко поступается простотой и ясностью общего тектонического решения.

Читайте также:

Источники