Английские интерьеры XVII-XVIII века

Интерьер Кэстл-Ховарда - www.Arhitekto.ru

Английские интерьеры первой половины XVII века дают общую картину постепенного перехода от ренессансного убранства раннего периода к новой — классицистической стадии этого стиля. Сохраняют во многих случаях свое значение деревянные — дубовые — высокие панели, сложного рисунка потолки, но вместе с тем все сильнее проступают черты ордерности, используются пилястры, карнизы, новая классическая орнаментация.

Признаки барокко наблюдаются в интерьерах второй половины XVII и начала XVIII века, связанных со школой К. Рэна. Однако они ограничиваются главным образом чисто декоративными элементами — гирляндами и другими деталями, накладываемыми на ясно воспринимаемую тектоническую основу архитектурных членений.

Для английских домов характерны величественные холлы. Один из самых замечательных образцов был создан Вэнбро в Кэстл-Ховарде. Увенчанный куполом на парусе свода, холл становится центром поистине театральной композиции: две большие аркады открываются с той и другой стороны на лестничные пролеты, галереи второго этажа начинаются за колоннами, широкие двери ведут в гостиные, откуда можно пройти в сад.

Яркое явление в прикладном искусстве Англии середины XVIII века — мебель так называемого стиля чиппендейл (по имени мастера Томаса Чиппендейла; 1716-1779 гг.). Этот стиль отразил своеобразие и противоречивость английской архитектуры рассматриваемого времени: ее восприимчивость и тяготение к классицизму при весьма ограниченном воздействии барокко. Мебель чиппендейл, при наличии в ней криволинейных, изогнутых форм, воспринятых от рококо, конструктивно ясна и логична, изящна и вовсе лишена декоративных усложненностей, определявших характер современной ей французской мебели. Чиппендейл широко применяет макагоновое, или красное дерево, которое выявляется во внешней характеристике предметов, будучи покрыто лишь слоем воска, оттеняющего текстуру материала. Для мебели чиппендейл характерны изогнутые и довольно тонкие цельнодеревянные ножки с сильным расширением наверху и некоторым лапчатообразным утолщением внизу, причем нижний конец иногда воспроизводит лапу птицы, сжимающую шар. Сиденье у стульев чиппендейл довольно широкое и замкнуто в пределах простой рамы — обвязки. Спинка — обычно деревянная, без мягких частей, с прорезной доской в центре и двумя тонкими и изящными боковыми «стойками» (продолжением ножек), завершаемыми красиво нарисованными выступающими в сторону волютообразными уголками.

Дополнительно к архитектуре и дизайну по интерьеру, георгиевская эра увидела большие достижения в декоративном искусстве. Технические, а также эстетические продвижения были сделаны в изготовке гончарных изделий Иосием Веджвудом и Иосием Споудом. Пол де Ламери, работавший первоначально в стиле рококо, был выдающимся среди английских мастеров по серебру от начала до середины XVIII столетия, после чего неоклассические разработки Адамова семейства определяли это ремесло.

Дизайн мебели охватил целый ряд отличительных и запоминающихся стилей, от изделий, имеющих сложные кривые элементы Томаса Чиппендейла (середина XVIII столетия), до классического влияния семьи Адама, то есть до прямых, простых работ Георга Хепплуайта и Томаса Шератона. Также во время Георгиевской эры обои вытеснили обшивку деревянными панелями, как более предпочтительный метод для покрытия внутренних стен. Интерьеры жилых домов имеют гармоничные пропорции, они раскрашены в спокойные цвета, со штукатурными украшениями, происходящими от римского стиля, и мебелью от Чиппендейла и Шератона — того, что когда-то составляло элегантный антураж для картин Рейнольдса и Гейнсборо, которые украшали стены этих домов.

Читайте также:

Источники