Значительное развитие романский стиль получил во Франции, в Германии, Италии, Испании, Англии; памятники романского стиля есть в Австрии, в Скандинавских странах, Польше, Венгрии и других странах.
Основная техническая проблема заключалась в перекрытии внутреннего пространства церквей, которое осуществлялось сначала с помощью цилиндрических сводов и куполов, а позднее путем использования крестовых сводов.
Каким способом решалась эта задача в отдельных областях, видно на архитектуре храмов, имеющей один характер в южной части Франции, где существовали уже определенные традиции и своды были обычным явлением, и другой — в северных районах, где архитектура была связана с традициями деревянного зодчества.
В первой половине XII в. в юго-западной Франции было построено несколько десятков своеобразных купольных церквей. Их купола опираются на «паруса», которые распределяют нагрузку на четыре точки по углам. Таким именно образом перекрыта церковь Сен Фрон в Перигоре, очень напоминающая собор св. Марка в Венеции. Этот храм стал образцом для многочисленных последующих построек, обычно располагавшихся на дорогах, по которым совершалось паломничество к святым местам.
В Италии также происходит соединение различных тенденций в художественном творчестве, и под влиянием следов римского искусства оживают римские принципы формообразования. Фасады зданий имеют выразительный ритм, получаемый с помощью аркад, например на зданиях собора, баптистерия и наклонной башни, составляющих выдающийся комплекс романской архитектуры в Пизе.
Немалую роль играет и влияние мавританской архитектуры, особенно в Сицилии. Из мусульманской архитектуры были переняты подковообразная и остроконечная арка и даже «сталактитовые» своды (самой значительной постройкой на Сицилии является Кафедральный собор в Палермо).
Византийское влияние сильно проявилось в пятикупольном храме св. Марка в Венеции, который по своему плану является производным от храма св. Апостолов в Константинополе. Он имеет богатые золотые украшения, мозаики и облицовку из полированного мрамора в духе восточной архитектуры.
Фундамент итальянского средневекового искусства составлял мощный пласт, с которыми постоянно связывались воспоминания о великом прошлом страны и надежды на ее возрождение.
В Италии в период средневековья происходит соединение различных тенденций в художественном творчестве, и под влиянием позднеантичных и раннехристианских традиций оживают римские принципы формообразования. Фасады зданий имеют выразительный ритм, получаемый с помощью аркад, например на зданиях собора, баптистерия и наклонной башни, составляющих выдающийся комплекс романской архитектуры в Пизе.