Архитектура ведического периода Древней Индии

После упадка культуры Хараппы, в Индии периода XV—VI вв. не было обнаружено значительных следов материальной культуры. Культурное наследие этого периода представлено, в основном, литературными источниками, среди них важное место занимают Веды. Они представляют собой сборник религиозных гимнов. Вследствие этого период обычно и называют ведическим. Большинство текстов составлялось брахманами и буддийскими монахами, потому, они содержат незначительное число практических указаний и сведений, а в основном, символических толкований, описаний религиозных обрядов, жреческих заклинаний и т.д. Уцелевшие более поздние архитектурные памятники ограничиваются, за незначительным исключением, культовыми строениями.

В отличие от городской культуры Хараппы, наступил период упадка. Многие столетия население страны проживала в небольших деревнях. Основным занятием населения являлось разведение скота. Крупные поселения возникли позже, на пересечениях торговых путей. Так возникли Таксила (современный Пакистан), Матхура (на северо-западе Индии), Раджагриха, Канаудж, Бхригукачха, Паталипутра, Уджайн, Праяга и другие города (6, т. 1, стр. 390-391; 12, стр. 20).

В этот период начался процесс расслоения древнеиндийского общества на вараны, которое стало предвестником каст. Два высших варана - брахманы и кшатрии - жреческие роды и военная знать. Третья варана - вайшья - включала ремесленников, торговцев и земледельцев. Низшую варану - шудрам - составляли слуги, сжигатели трупов и другие бесправные люди.

Ведическая религия - самая ранняя из известных индийских религий, связана с культом природы (бог солнца — Шурья, бог огня — Агни и др.). Брахманизм, как сложная религиозно-философская система, возник на ее основе, и в общем сводился к оправданию классового деления общества. Культовых сооружений ведической и брахманской религий не сохранилось. Вероятно, культовые обряды совершались на открытом пространстве, жертвоприношения происходили на деревянных алтарях. В «Махабхарате» упоминаются священные алтари и бассейны, священное дерево, которому поклонялись. Заупокойный культ не был распространен, покойников сжигали, в отдельных районах на юге Индии над останками покойников сооружались курганы.

Деление на вараны привела к тому, что в Древней Индии в ведический период сложилась строительная ремесленная организация. Ремесленники объединялись в так называемые шрени, или нигама. Профессии строителя, плотника, скульптора передавались исключительно по наследству. Это, бесспорно способствовало повышению мастерства, а также непрестанному совершенствованию архитектуры.

Система строительных канонов и правил, а также прикладного искусства, была сведена в «Шильпашастру», которая долгое время передавалась потомкам-ученикам изустно, заучивалась на память, как молитва. В первых веках н. э. были созданы тексты «Шильпашастры». Эта система распространилась по всей стране и служила многие столетия. Были созданы также специальные руководства по архитектуре «Вастушастра» или «Ваштувидия». Индийский, ученый. Г.К. Ачария насчитывает более трехсот таких сохранившихся текстов. «Манасара» - наиболее известный трактат по архитектуре, составленный в XI в., вероятно на основании более ранних текстов. В политико-экономическом трактате «Артхашастра» находятся сведения по градостроительству (6, т. 1, стр. 392-393; 8, стр. 197-199; 12, стр. 21).

Деревенские поселения. Схематические планы, согласно «Шильпашастра» - www.Arhitekto.ru

Деревенские поселения. Схематические планы, согласно «Шильпашастра»

Читайте также:

Источники