Зороастрийские храмы и алтари на территории Ирана

В сасанидскую эпоху в Иране зороастризм стал государственной религией. Царь Аршатир I заботился о том, чтобы в него вошли и культы завоеванных стран. При нем велось активное строительство храмов и алтарей огня - в городах и селениях. В дворцовые ансамбли обязательно включались и храмы.

Наиболее распространенный тип культовой постройки сасанидского Ирана – чортак, или «четыре арки», вместилище священного огня. Он представлял собой каменный павильон, квадратный в плане, с купольным перекрытием. На четырех его пилонах возносились арки. Обычно чортаки возводились неподалеку от водоемов, искусственных или естественных. Вероятно, для охраны и поддержания священного огня были пристроены закрытые служебные помещения.

Храм огня - чортак в Нейсаре преставляет собой кубическое сооружение с основанием 12 х 12 м. В стенах с четырех сторон выложены арочные проемы, сверху строение перекрыто куполом. В качестве связующего вещества использовался алебастровый раствор. При возведении чортака применялся камень нескольких видов. Нижняя часть стены до половины выложена диким камнем, верхняя - из околотого. В кладке арок использовался камень, отесаный в виде крирпича, а купола - в виде плиток (6, том 1, стр. 332-333).

Чортак в Нейсаре  - www.Arhitekto.ru Чортак в Нейсаре. План, разрез - www.Arhitekto.ru

Чортак в Нейсаре. Внешний вид, план, разрез.

В местности Танги-Чакчак в Ларистане сохранился культовый ансамбль. Чортак, называемый Касри-Духтар, сторона которого 12,6 м, 5 м высота до тромпов, купол выше разрушен. На расстоянии 47 м находится вторая постройка, служившая, вероятно, для хранения священного огня – Аташкеде – со стороной 10,3 м, высотой 5 м до тромпов, с куполом.

Чортаки были видны издалека, т.к. располагались на возвышенностях, и служили маяками для караванов.

Центральное святилище Гура по форме представлял собой башню-зиккурат. Возможно, это был храм, посвященный Ахурамазде и Анахит, богине плодородия. Главное святилище Сасанидской Персии находилось в Шизе – священном городе парфянского периода.

Во всей империи были построены открытые алтари-площадки, высеченные из цельного камня (6, том 1, стр. 340-343).

Храм огня в долине Джерре  - www.Arhitekto.ru  персидские каменные алтари - www.Arhitekto.ru

Справа: храм огня в долине Джерре (V в.). План, разрез.
Слева: каменные алтари: ахеменидский в Пасаргадах (1) и сасанидский в Калабане (2).

Читайте также:

Источники