Важнейшим районом распространения исламской культуры был Сасанидскнй Иран (226-651 гг.). Государство это вобрало в свои пределы современный Иран, Афганистан, часть Закавказья - Армениию и Грузию. Сасанидская эпоха в области архитектуры, как уже отмечено, явилась тем основанием, откуда арабы, овладевшие этими территориями, черпали многие строительные и художественные приемы; именно отсюда арабы восприняли совершенную систему купольных конструкций, распространившуюся затем в различных вариантах по всему арабскому Востоку.
На территории Ирана и Афганистана в средние века возникли и развивались крупные городские центры — Шираз, Исфаган, Газна, Герат, Кабул и другие. Города расчленялись на три части:
В пределах шахристана возводились диваны (официальные учреждения типа приказов), пятничная (соборная) мечеть, квартальные мечети, медресе, базары и другие постройки.
Сходим по своим планам культовые сооружения — мечети (храмы) и медресе (духовные школы-семинарии). План этих построек организуется обычно обширным прямоугольным двором, обрамленным галереями. Балочные перекрытия галерей покоятся на стрельчатых или подковообразных арках, опирающихся на небольшие колонки или же, на прямоугольного сечения столбы-простенки. Наблюдаются и совмещения обоих этих видов опор.
Медресе отличались от мечетей тем, что галереи двора делились на мелкие помещения — худжры, в которых жили семинаристы.Святилища мусульманских храмов ориентированы на Мекку — священный город мусульман. Это направление фиксировалось так называемым михрабом — небольшой алтарной нишей, находящейся в центре стены, обращенной к Мекке. Галерея, примыкавшая к этой стене, состояла часто из нескольких нефов, разделяемых колоннами, в то время как другие три стороны двора окаймлялись более узкими галереями.
И Иране и в некоторых других странах, в центре алтарной стороны двора сооружалось квадратное, перекрытое куполом молитвенное помещение. Вход в него оформлялся в виде крупного арочного портала. Порталы меньших размеров вводились на осях боковых сторон двора. За ними создавались дополнительные молитвенные залы. Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся арочным порталом особенно больших масштабов (айван, или пиштак). Мотив арочного портала чрезвычайно распространен В архитектуре Ближнего Востока, он использовался не только в культовых, но и во всех прочих монументальных сооружениях. Главный фасад мечети дополнялся минаретами — строительными башнями: с их верхней площадки священник - муэдзин — созывал верующих на молитву.
К числу основных, наиболее значительных мечетей дворового типа относятся - Большая мечеть Дамаска (708 г.) и каирские мечети — Амра (642 г. перестроена в IX и в последующие века), Ибн-Тулун (879 г.) и Аль-Асхар (970-972 гг.).
Мечеть Амра имеет план в виде большого двора, обрамленного параллельными галереями — нефами, разделяемыми рядами стрельчатых арок на колонках античного происхождения. И центре, в сторону священной ниши - михраба, глубина перекрытой части здания значительно возрастает. Известная мечеть Ибн-Тулун в Каире (IX в.) развивает тот же тип дворовой мечети. Особенностью ее является замена колонн, поддерживающих арки, прямоугольными в сечении пилонами.
Интересный центричный план в форме восьмиугольника имеет мечеть Скалы в Иерусалиме (691 г.), возникшая в результате перестройки христианского храма времен Юстиниана на месте, где когда-то стоял храм Соломона.
Широко распространены были в архитектуре также мавзолеи — тюрбе. Композиционно они представляли собой кубический объем, завершенный куполом. Иногда мавзолеи составляли целые комплексы — некрополи, как, например, в Самарканде (Шах-и-Зинда).