www.Arhitekto.ru - Архитектору

История архитектуры

...на главную
...карта сайта

 | Архитектура Древнего мира |  Античная архитектура |  Византия |  Древняя Русь |  Исламская и арабская архитектра |  Романский стиль | 
 |  Средневековая Италия |  Французская готика |  Архитектура Испании |  Возрождение |  Барокко |  Классицизм | 

Архитектура барокко

Рококо

Банкетный зал дворца Эстерхази. Фертёд, Венгрия - www.Arhitekto.ru

XVIII столетие в истории французской архитектуры распадается на два этапа. Первая его половина связана с угасанием барокко, с его последней стадией — так называемым стилем рококо.

Исторически весь XVIII век проходил в условиях обостряющейся классовой борьбы, борьбы сословий, окончившейся шквалом Великой Французской буржуазной революции. Феодальная монархия, высшее дворянство и духовенство испытывали натиск со стороны третьего сословия — буржуазии. Неудачные войны начала XVIII века, колоссальные затраты королевского двора и верхушки господствующих классов опустошили государственную казну, уже не было возможности вести монументальное строительство в тех размерах, в каких оно велось в предыдущем столетии. В старых королевских резиденциях осуществляются лишь отдельные разрозненные строительные работы, главным образом производится переоформление старых помещений в новом стиле и возводятся отдельные парковые павильоны.

Авторитет королевской власти падает, дворцовые сооружения пустеют. Каждая дворянская семья хочет иметь в Париже собственный дом, где можно было бы замкнуться, уйти от участия в политической жизни, не сулившей ничего хорошего. Отсюда строительство в Париже городских особняков-отелей. Вместе с тем увеличившееся в чмсленности третье сословие — мелкая буржуазия — нуждалось в жилье, в городских квартирах. В связи с этим в Париже начинается строительство доходных четырех-пятиэтажных домов с квартирами, сдаваемыми внаем.

Ограниченное строительство, которое проводилось в это время, не давало возможности в полной мере раскрыться талантам архитекторов. Поэтому крупные зодчие известны по сравнительно мелким работам, преимущественно связанным с постройкой небольших частных особняков и отделкой интерьеров. Эта тема была наиболее значительной в строительстве рассматриваемого времени.

Характерным аристократическим особняком является отель Матиньон в Париже (арх. Ж. Куртон). Двухэтажное прямоугольного плана здание с полувальмовыми невысокими крышами поставлено, как и большинство других особняков, в глубине участка, на границе между подъездным двором и садом (отсюда распространенное определение — «дом между двором и садом»). Двор отделяется от улицы высокой глухой стеной с воротами. Простоте, умеренности фасадного решения (в обработке применены лишь наличники окон и плоский руст) противостоит изысканность внутреннего оформления. Здание состоит из небольших, но уютных комнат и салонов, иногда овальных, круглых очертаний, часто углы помещений закругляются, смягчаются.

Главным и почти единственным средством декорировки интерьеров служит орнамент, который становится мелкомасштабным, измельченным в рисунке. Орнаментальные формы и мотивы сильно стилизуются. Очень часто орнамент приобретает асимметричные очертания.

Стиль рококо не был стилем больших монументальных сооружений, это был стиль внутренних отделок дворянских аристократических салонов, стиль интерьерный: отсюда кратковременность его существования; он не имел предпосылок для длительного развития. Выше отмечалось, что для французской архитектуры характерно было расхождение стиля экстерьеров и интерьеров. В первой половине XVIII века в «век рококо», это различие ощущается особенно сильно.

Для стиля рококо характерна отделка отеля Субиз (архитектор Деламер; 1730-е гг.). Он построен по той же пространственной схеме «дома между двором и садом». За выдержанными, почти классицистическими фасадами скрываются утонченнейшие интерьеры рококо. Центральное помещение особняка — Овальный зал, оформленный архитектором Жерменом Боффраном. На половину своего объема он выступает в сторону сада, и весь этот участок стены разработан большими арками дверей. Противоположная стена имеет такие же арки, но в них помещены зеркала. Простенки решены обычно, как панно, замкнутые в орнаментальные рамы. Обращает внимание куполообразный потолок зала, как бы незаметно возникающий из простенков: место перехода маскируется живописью — картинами на мифологические темы, исполненными крупнейшим художником Франсуа Буше. На плафоне развернута центричная орнаментальная композиция, вследствие своей предельной утонченности, хрупкости скорее применимая для кружев, чем для архитектуры.

Подобного рода внутренние отделки создавались и в других особняках, а также в королевских резиденциях — стилистические приемы при этом существенно не менялись. Сходные отделки рекомендовались гравированными изданиями с «образцовыми чертежами».

В начале XVIII в., в период правления Людовика XV (1715—1774) барокко перерастает в рококо. Это проявляется прежде всего в архитектуре парижских особняков, где плоскость стены начинает преобладать над классическим членением, а более всего в решении интерьеров.

Рококо является прежде всего стилем интерьеров и деталей, для него типичен мелкий, пластичный и игривый декор. Характерно цветовое решение: наиболее популярными были белый, светло-голубой, серый, жемчужный и золотой цвета.

Все значительные архитекторы того периода были увлеченными теоретиками (например, Ж. Ф. Блондель). Период рококо во Франции был относительно коротким (1750—1780). Архитектура опять возвращается к классике, но это происходит уже в период правления Людовика XVI (1774—1792).

Название этого стилевого направления в европейском искусстве первой половины XVIII в. происходит от французского слова, означающего «узор из камней и раковин». Искусство рококо было завершением и поздней, наиболее утонченной и облегченной стадией искусства барокко. Но в нем появились и совершенно новые черты. Для рококо характерен уход от противоречий жизни в мир фантазии, мифологических и пасторальных сюжетов, экзотических (китайских, турецких) полусказочных образов. В декоративных композициях господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм, в отделку внутренних помещений вводятся сложнейшие лепные и резные узоры, завитки, раковины, маски, живописные и скульптурные панно в замысловатых обрамлениях, зеркала причудливых очертаний, воздушная легкость, изысканность, асимметрия. В целом для произведений стиля рококо характерны светлые тона, отказ от строгой тектоники и прямых линий. Скульптура и живопись рококо изящны, декоративны, но неглубоки; архитектура (особенно интерьеры особняков) отличается уютом, пространственной свободой, отходит от парадных регулярных схем планировки. Особенно успешно развивалось декоративное искусство, проникнутое духом комфорта и внимания к личному удобству. Рококо возникло и получило развитие во Франции, где были созданы лучшие интерьеры этого стиля.

- Зарождение рокайля. Арабески
- От рокайля к рококо
- Интерьер в стиле рококо

Список использованной литературы

на главную



© Все права сохранены. Arhitekto.ru