www.Arhitekto.ru - Архитектору

История архитектуры

...на главную
...карта сайта

 | Архитектура Древнего мира |  Античная архитектура |  Византия |  Древняя Русь |  Исламская и арабская архитектра |  Романский стиль | 
 |  Средневековая Италия |  Французская готика |  Архитектура Испании |  Возрождение |  Барокко |  Классицизм | 

Архитектура барокко / Италия

Церковь Иль-Джезу, Рим

Церковь Иль-Джезу, Рим - www.Arhitekto.ru Первым сооружением в стиле барокко счтиается римская церковь Иль-Джезу (Во имя Христа) — главная церковь ордена иезуитов. Церковь явилась завершающим этапом в долгой эволюции композиции храмовых сооружений эпохи Возрождения.

В 1577 г. св. Карло Борромео в своих «Наставлениях» осудил круговой план церкви, который считал языческим по духу, и настоятельно рекомендовал план в форме латинского креста: по его мнению, тем самым христианский крест будет стоять выше креста греческого. Трудно сказать, в какой мере это требование подействовало на архитекторов, которые продолжали создавать церкви с центрированным планом, стремясь сохранитьприсущий ему мемориальным характер и используя его по большей части в сооружениях небольшого размера — построенных по обету; в местах погребения или паломничества. Кроме того, центрированный план часто встречается в монастырях и коллежах, хотя в приходских церквях он применяется гораздо реже.

Незадолго до того, как в пользу латинского креста высказался святой Карло Борромео, Виньола (1507-1573) создал на основе этого плана свое великое творение — церковь иезуитов в Риме (1568-1575).

В качестве образца для церкви Иль-Джезу в Риме Виньолой взял церковь Сант Андреа в Матуе, построенную Альберти в XV в.: сочетание единственного сводчатого нефа с куполом на стыке трансепта. Благодаря высоким окнам и купольной башенке хорошо виден алтарь, что соответствовало решениям Тридентского собора (1545-1563), уделившего особое внимание участию верующих в отправлении службы. Для создания впечатления обширного внутреннего пространства проходы отнесены к боковым частовням, благодаря этому приему в церкви был сооружен широкий неф для богослужений. Быстрое распространение модели Иль-Джезу в Европе свидетельствует не только об успехе продольного плана.

В Иль-Джезу можно увидеть и сочетание центрированного, организованного вокруг обширного купола пространства с удлиненным пространством, образующим неф. Это стремление к синтезу продольного и центрированного планов окажется одним из важнейших постулатов Ренессанса.

Строительство Иль-Джезу началось в 1568 году, когда Виньола умер церковь еще не была завершена. Сооружение было закончено учеником Виньолы — представителем раннего барокко Джакомо делла Порта, котрый придерживался главного плана Виньолы.

Делла Порта придал фасаду церкви Иль-Джезу каноническую форму в соответствии с темой, использованной Альберти для флорентийской церкви Санта-Мария Новелла: с появлением этого фасада, украшенного колоннами различных ордеров, открывается простор для разнообразных вариаций. Фасад разделен на два горизонтальных яруса, каждый из которых оформлен орденом, а более узкий верхний ярус обрамлен по краям спиралевидными соединительными деталями — волютами. Такое оформление в дальнейшем стало типичным для церквей в стиле барокко.

Композиция церкви оказала определяющее влияние на всю последующую европейскую архитектуру. В период Контрреформации этот образец был перенят во всей Европе.

Список использованной литературы

на главную



© Все права сохранены. Arhitekto.ru