Французский парк

Парк замка Марли, Жюль Ардуэн Мансар - www.Arhitekto.ru

Уже в эпоху Возрождения французский сад отличается тем, что жилое помещение находится у входа в поместье, «между двором и садом». Поскольку используются более ровные участки, сад становится просторнее и шире, а беседкам и тенистой листве придается куда меньшее значение. Андре Ленотр довел до высшей степени совершенства модель французского сада, предназначенного в первую очередь для прогулок разряженных придворных.

В сущности, создатели этих новых садов вдохновляются идеальными пейзажами, воспетыми в предыдущем столетии средствами живописи — такими художниками, как Пуссен, Лоррен или голландские мастера.

Украшением ренессансных садов были подземные переходы, гроты и нимфы. Мода на загородные резиденции привела к созданию и многочисленных загородных павильонов. Из пристрастия к литературным или философским аллюзиям рождаются садовые «сооружения». Памятные скульптуры, стелы, колонны, пирамиды и ложные руины соседствуют с гротами, охотничьими павильонами, бальными залами и причудливыми уединенными домиками. Вскоре к ним присоединятся китайские пагоды, образцовые фермы или молочные хозяйства.

В высшей степени оригинальный замысел ныне разрушенного замка Марли принадлежит Жюлю Ардуэн Мансару. Определяет композицию ансамбля «водная ось», которая начинается от струящегося по холму за королевским павильоном водопада и завершается бассейном ниже уровня последней террасы, украшенной знаменитыми «конями Марли». По обе стороны этой оси были возведены павильоны, предназначенные для королевских гостей.

Парк замка Во, создание которого завершилось в 1662 г., считается одним из самых совершенных творений Ленотра. Сложная сеть аллей соединяет склоны холмов, лестницы, водные пространства. Ничто не оставлено на волю случая: в частности, замок выглядит еще более прекрасным на фоне открытых перспектив, словно бы ведущих в бесконечность. Общий план целиком подчинен потребностям визуального восприятия и включает в себя искажения, необходимые для того, чтобы равновесие пропорций сохранялось на расстоянии. При сравнении Во и Марли очевидно, что оригинальность Мансара во многом объясняется использованием итальянских концепций: отдавая явное предпочтение проточным водам, рекам и водопадам, он строит на склонах, размещая главное здание в самой середине сада, и создает гораздо более тесную связь архитектурного сооружения с пейзажем.

Читайте также:

Источники