Фасады Лувра

Исключительно важное событие в истории французской архитектуры и в эволюции ее стиля — строительство на рубеже 1670-х годов наружных фасадов королевского дворца Лувра.

Восточный фасад Лувра - www.Arhitekto.ru

Придворная архитектура гораздо более восприимчива к внешним влияниям и открыта для новшеств или экспериментов куда больше, чем архитектура частная. Так, во французской архитектуре колоннада Лувра, выходящий в сад фасад версальского дворца и замок Марли представляют собой сложный синтез, в котором галльские традиции сочетаются с чуждыми французскому стилю элементами: это типологические исключения, и определить их происхождение весьма затруднительно. Большие городские дворцы, Лувр, мадридский Алькасар, лондонский Уайтхолл, римский Ватикан, мюнхенская Резиденция или ненский Хофбург выделяются в XVII в. соединением стилистически разнородных зданий, свидетельствующих о многочисленных перестройках. Почти все они были объектом честолюбивых планов по украшению или реконструкции существовавших прежде комплексов, для чего приглашались самые знаменитые архитекторы. Но лишь в исключительных случаях это приводило к появлению цельных творений, которые периодически становились жертвой пожаров, политических или финансовых затруднений и непостоянства монархов.

Особенно показателен и этом смысле Лувр. Франциск I распорядился снести крепость Карла V и поручил Пьеру Лекоту строительство нового четырехугольного дворца. Увеличившийся за счел пристроек, выходивших фасадом на Сену, Лувр к концу XVI в. начинает более или менее хаотически расползаться на юго-запад, пока Генрих IV не отдает распоряжение соединить его посредством галерей с дворцом Тюильри, возведенным по приказу Екатерины Медичи. Людовик XIII задумывает проект его обновления и расширения, но не доводит дело до конца.

Когда в 1664 г. Кольбер был назначен генеральным cуперинтендантом резиденций короля, строительством Лувра уже в течение десяти лет руководил Лево. Кольберу не понравились предложения главного архитектора, и он приостановил работы. Кольбер принимает решение сделать строительство этого дворца главным событием царствования Людовика XIV, но становится очевидно, что король — который будет жить в Лувре только до совершеннолетия — полностью утратил интерес к проекту. Тем не менее за советом обращаются к самым выдающимся архитекторам. В Париж приглашают Бернини.

До нашего времени дошли чертежи Франсуа Мансара, Пьеро да Кортона и Бернини. По плану Бернини в здании должно быть две скругленные поверхности. Обрамление центральной части, выделяющейся благодаря двум массивным флигелям, напоминает палаццо Барбарини в Риме Риме. Этот проект бы отвергнут, как и проект Карло Райнальди который представляет собой, пытавшегося приспособить итальянское палаццо кфранцузской манере с ее четко выраженными флигелями, его планы получают одобрение... но так и остаются на бумаге. Последнее крыло начинают возводить в 1667 г. — и завершают лишь в следующем столетии. Однако дискуссия по поводу окончательной версии Лувра становится одним из самых важных событий века. Проект Бернини, запечатленный на гравюре, получил широкое распространение и значительный отклик в Европе.

Победил в конкурсе проект Клода Перро (не архитектора, а врача), которыкй более всего отвечал французским привычкам и соответствовал окружающей среде и стал даже примером чисто французского барочного архитектурного стиля (строительство дворца началось в 1665 г.).

Кольбер доверил разработать окончательный проект восточного фасада Лувра «малому совету», куда вошли Ле Брен, Лево и Клод Перро. Результатом их совместных трудов стала Луврская Колоннада (так зачастую именуют основной, восточный, фасад дворца) — один из самых ранних примеров академического эклектиэма, о чем свидетельствуют как ее могочисленные заимствования, так и порожденные ею острейшие теоретические дискуссии.

Огромный коринфский портик, ограничивающий лоджии второго яруса, центрируется ризалитом, завершенным фронтоном. В архитектурном облике луврских фасадов еще сильнее, чем в фасадах Версаля — Лево, сказывается значение ордера.

Лувр воплощает идеальный образец, четырехугольного дворца, которым будут вдохновляться создатели такого рода дворцов в Берлине, Стокгольме и Мадриде. Такие произведения архитектуры, как Версаль и внешние фасады Лувра, в сильнейшей степени способствовали утверждению принципов классицизма в пределах стиля барокко.

Читайте также:

Источники