Замок Шамбор

Замок Шамбор - www.Arhitekto.ru

Среди новых замков, полностью построенных в пределах раннего Возрождения, на первое место необходимо поставить королевский замок Шамбор, расположенный также в долине Луары, недалеко от Блуа (архитекторы Д. Нортона, Ж. и Д. Сурдо, П. Неве; 1526-1559 гг.).Основное в его композиции — симметрия общего расположения и выделение в качестве центрального элемента — квадратного корпуса, напоминающего донжон. И донжон, и корпуса, расположенные по периметру участка, дополнены круглыми башнями. Башни, чрезвычайно высокие крыши, а также глубокий ров, заполненный водой,— все это в целом при первом взгляде создает впечатление готического сооружения. Однако впечатление это ошибочно. Сооружение построено на стыке двух эпох — готики и Возрождения. Отсюда сохранение в композиции многих внешних признаков старой архитектуры. К их числу следует отнести и центральную лестницу, прорезывающую от уровня земли весь объем центрального донжона. Лестница спиральная, конструкция ее, как и в Блуа, каркасная.

Несмотря на наличие башен, сооружение не было рассчитано на оборону. Стены башен, как и других частей сооружения, прорезаны окнами, а внутри башен располагались жилые помещения. Красивы крыши с многочисленными надстройками. Люкарны здесь двухэтажные; трубы, люкарны и центральная лестничная башня оформлены большим количеством архитектурных деталей, связанных в основном с ордерами. Надстройки имели частично функциональное значение — они играли роль декоративных павильонов: сюда по спиральной лестнице поднимались король и придворные и в хорошую погоду прогуливались по плоской, крыше между надстройками — павильонами, любуясь красотами окружающей местности.

Замок Шамбор является убедительной иллюстрацией известного положения об отставании формы от содержания. Социальное содержание жизни того времени стало во многом иным, изменились бытовые требования, отказаться же от привычных средств архитектурного порядка было трудно, отсюда сохранение в архитектуре ряда старых форм и приемов, обогащенных новым содержанием.

Читайте также:

Источники