Ренессанс в Италии

Собор Св. Петра в Риме - www.Arhitekto.ru

Первые ростки культуры Возрождения в сфере изобразительного искусства возникли в Италии в XIV веке, в архитектуре же они обнаружились только в начале следующего столетия.

Появление нового стиля впервые именно в Италии объясняется тем, что в XIV-XV веках она была передовой страной, через нее проходили в это время торговые пути, связывавшие Европу со странами Востока, что привело к развитию мануфактурной промышленности, значительному увеличению класса ремесленников, обогащению общественной верхушки, обострению классовой борьбы. В Италии быстро растут города — промышленные, такие, как Флоренция, портовые — Генуя, Венеция. Городская жизнь здесь носила развитые формы. Идеи гуманизма, характеризующие эпоху, нашли конкретное выражение в области литературы, философии, во всех сферах искусства.

Развитие архитектуры Возрождения в Италии в течение XV-XVI вв. может быть разделено на три этапа:

Ранний период связан с провинцией Тоскана и ее главным городом Флоренцией — колыбелью искусства и архитектуры итальянского Ренессанса. Первые сооружения с чертами нового стиля здесь появились в начале XV века, в Северной Италии и Венеции они отмечаются лишь в середине столетия. Дальнейшее перемещение центра архитектурной деятельности Италии в начале XVI века в Рим объяснялось ростом политической активности папства. Рим сохраняет свою роль архитектурной столицы Италии на протяжении последующих веков. Значительные архитектурные памятники были созданы в XVI веке и в других районах Италии — на Севере и в Венеции.

К числу главных, наиболее характерных мотивов архитектуры раннего Возрождения следует отнести:

  • аркаду на небольших колонках (пяты арок опираются непосредственно на капители или же иногда на «вырезки» антаблементов, в свою очередь покоящихся на капителях);
  • филенки в рамках, заполненные симметричным акантовым орнаментом или же содержащие рельефную скульптуру;
  • лопатки или пилястры с цепочным, канделябровым орнаментом;
  • мотив руста — рваного или фацетированного (на севере Италии) для обработки фасадных стен;
  • большой вынос (выступ) сильно развитого венчающего карниза на фасадах зданий (в Италии) и др.;
  • в период зрелого Возрождения — мотив римской архитектурной ячейки, заменившей аркаду раннего Возрождения, и проч.
Источники