www.Arhitekto.ru - Архитектору

История архитектуры

...на главную
...карта сайта

 | Архитектура Древнего мира |  Античная архитектура |  Византия |  Древняя Русь |  Исламская и арабская архитектра |  Романский стиль | 
 |  Средневековая Италия |  Французская готика |  Архитектура Испании |  Возрождение |  Барокко |  Классицизм | 

Архитектура Испании

Начало строительства Эскориала

Сооружение ансамбля, начатое в 1563 году, велось под непрестанным личным наблюдением Филиппа II. Ни один чертеж не проходил без утверждения короля. Все, что касалось Эскориала, решалось этим царственным волокитчиком с исключительной быстротой. Следует отметить (не в пример другим затеям эпохи) прекрасную организацию работ, во главе которых стоял талантливый и опытный руководитель — монах ордена иеронимитов фра Антонио де Вильякастин.

Строительство Эскориала Филипп II поручил Хуану Баутисте де Толедо, своему главному архитектору, которого он еще в 1559 году вызвал из Италии, где тот учился и долго работал в Неаполе и Генуе.

Хуан Баутиста де Толедо (дата рождения неизвестна) принадлежал к поколению испанских мастеров, которые целиком сформировались под влиянием итальянского Высокого Возрождения. Он следовал традициям Сансовино, Палладио и даже принимал участие в возведении купола собора св. Петра в Риме. В Испании он быстро выдвинулся, получил придворное звание королевского архитектора и много ответственных заказов. Но все же судьба обошлась с ним довольно круто. Все работы Хуана де Толедо подвергались поздним перестройкам, а строительство Эскориала принесло зодчему немало огорчений, вероятно, и ускоривших его смерть в 1567 году.

Постепенно имя Хуана де Толедо отошло на второй план и почти стерлось перед именем Хуана де Эрреры (около 1530—1597), его молодого талантливого помощника, который возглавил строительство в 1567 году и стал общепризнанным создателем Эскориала.

За последние годы в научной литературе наметилась тенденция заново пересмотреть вклад Хуана де Толедо, который был автором плана, первого макета и первоначального замысла Эскориала. Вопрос этот сложен. Следует учесть, что для Хуана де Толедо создание ансамбля, объединявшего монастырь, дворец и пантеон, представило ряд существенных трудностей. Недостатки в проектировании некоторых его частей вызывали не только недовольство Филиппа II, но и суровую критику флорентийской Академии, рассмотревшей по приказу короля в 1596 году проект собора, в результате чего проект был передан итальянскому архитектору и мастеру фортификационных работ Франческо Пачотто из Урбино.

Не менее существенна и сама направленность творчества Хуана де Толедо, поклонника итальянской ренессансной традиции. Не случайно с его именем X. Камон Аспар связывает наиболее гармоничные постройки Эскориала, ученого увлекает мысль приписать ему даже авторство изящной, решенной в палладиапском стиле Галереи для выздоравливающих, которая обычно считается созданием Хуана де Эрреры или его ученика Франсиско де Мора. Нельзя не согласиться с выводом X. Камона Аснара о том, что творчество Хуана де Толедо воплощало лишь первую фазу (между 1550—1570) нового стиля коптрреформации, где строгая нормативность итальянизированных форм еще не сложилась в законченную систему. Вместе с тем ренессансная пластическая концепция, из которой продолжал исходить Хуан де Толедо и которая должна была получить наглядное выражение в декоративном убранстве ансамбля, вероятно, уже не соответствовала духу времени и вкусам монарха. Нет необходимости доказывать, насколько огромную роль здесь сыграл Хуан де Эррера, не только существенно изменивший первоначальный замысел зодчего, но и подчинивший все сооружение единой во всех деталях новой образной системе.

План Эскориала — прямоугольник с четырьмя башнями по углам (высота 56 м) — обнаруживает близость к планам старых испанских алькасаров. Такие дворцы-крепости, воздвигаемые в древних городах Испании, составляют наследие национальной архитектуры, восходящее к далеким истокам.

И все же задуманный Хуаном де Толедо ансамбль, хотя и резко отличался от осуществленной постройки, заключал в себе ее план, выдержанный в принципах строгой симметрии. При всей приверженности Хуана де Толедо итальянской традиции этот план оказался совсем необычным. Он представляет собой гигантский прямоугольник со сторонами 208Х162 м, рассеченный главной осью, которая акцентирует вход с запада на восток. Лишь в восточной части выделен небольшой выступ, где находились личные апартаменты короля. В каждом из отсеков расположение зданий и внутренних дворов подчинено основному принципу деления плана на геометрически правильные прямоугольные ячейки. Ансамбль завершает увенчанный куполом собор Сан Лоренсо.

План Эскориала:

Эскориал. Испания - www.Arhitekto.ru

1. Дворец. 2. Дворец инфантов. 3. Главная капелла. 4. Покои Филиппа II. 5. Сакристия. 6. Нижняя галерея. 7. Двор евангелистов. 8. Собор. 9 —11. Монастырь. 12. Библиотека. 13. Двор царей. 14. Хор. 15. Нартекс. 16 —17. Коллегия

Однако современные испанские исследователи стремятся обнаружить более сложный, многосоставный характер происхождения общей композиции Эскориала и его плана. Некоторые высказанные им предположения довольно любопытны. Гипотеза Луиса Мойя Бланко исходит из замечания Хосе Сигуэнсы о том, что строительство Эскориала было задумано Филиппом II как своеобразное возрождение на испанской земле библейского храма царя Соломона в Иерусалиме. Эта мистическая идея, казалось бы, далекая от какого-либо конкретного прообраза, поскольку храм Соломона бесследно погиб, по мнению Бланко, не имела в XVI веке характера отвлеченной метафоры, а находила реальную почву, базируясь на древней архитектурной традиции стран Переднего Востока в сооружении различных замков. Возможно, продолжает исследователь, что планы этих сооружений, известные еще в средние века христианским пилигримам, крестоносцам и мусульманским путешественникам, могли попасть в руки Филиппа II.

Гипотеза Бланко содержит немало искусственных построений. Следует предположить, что если план Эскориала пришел с Востока, то в первую очередь путем местной традции, восходящей к древнему восточному прототипу. Точка зрения исследователя интересна своей ярко выраженной тенденцией, отрицающей ренессансный, классический характер Эскориала.

В то же время Секундино Суасо Угальде находит в плане Эскориала влияние больших испанских госпиталей, которые сооружались в эпоху Католических королей в конце XV — начале XVI столетия (госпиталь Санта Крус в Толедо, 1494; госпиталь в Гранаде, 1511). Четкий симметричный план в виде креста, образующий систему замкнутых прямоугольных дворов и обходных галерей, купол в центре — все, что придает этим сооружениям строгое структурное единство, по мнению исследователя, было повторено в Эскориале.

Так или иначе предложенный Хуану де Эррере план ансамбля с его точными параметрами представлял собой как бы те исходные данные, с помощью которых он должен решить сложнейшую архитектурную задачу. И зодчий решил ее блестяще.

Следуя стремлениям короля к простоте, строгости и авторитарности, Хуан де Эррера увеличил все здание, удвоив число этажей и объединив четыре фасада на одном уровне общим карнизом. Он достиг редкой соразмерности четкого силуэта и объемно-пространственной композиции всего комплекса. Так, Хуан де Эррера очень верно нашел пропорциональное соотношение между куполом собора, угловыми башнями и горизонталями сильно протяженных фасадов. Решение этих колоссальных пятиэтажных фасадов — одно из самых смелых новшеств испанского зодчего. Выразительность фасадов строится на подчеркнутом лаконизме гладкой, словно уходящей в бесконечность плоскости стены. Часто расположенные окна и горизонтальные тяги здесь — не украшения, а необходимые элементы композиции, подчиненные общему широкому движению, его единому, мерно повторяющемуся ритму. Многочисленные постройки Эскориала, выдержанные Хуаном де Эррерой в одном монументальном стиле, включены в четкую геометрическую систему архитектурного комплекса. Дух ясной математической логики пронизывает образ Эскориала, определяет язык его пропорций, ритмический строй, детали и формы, сведенные к простым геометрическим телам — кубу и шару. Нельзя не восхищаться мастерством архитектора, так глубоко почувствовавшего идеалы своего времени, а также своеобразием его личности, примечательной во всех отношениях.

Список использованной литературы

на главную



© Все права сохранены. Arhitekto.ru