Михраб Соборной мечети

Мирхабная ниша Соборной мечети - www.Arhitekto.ru

Приверженность пространству природы и ее образам — одна из особенностей средневековой арабской архитектуры. С необычайной щедростью памятники зодчества включали в себя богатый и сказочно прекрасный мир природы в изображении звезд, разнообразных растений, цветов и раковин. Все богатство пластической и декоративной фантазии обычно концентрировалось в частях мечети, примыкавших к михрабу, и в самом михрабе. Это своеобразное ядро композиции выделялось светом, цветом, многообразным сопоставлением различных материалов с их подчас контрастной фактурой, применением растительного, геометрического и эпиграфического орнамента.

В Соборной мечети Кордовы пространственные ячейки перед михрабом с их причудливо переплетающимися арками и куполами на нервюрах, деревянными расписными потолками и мозаичными вставками, резьбой по мрамору, стуку, инкрустацией и позолотой свидетельствуют о высшем расцвете искусства Кордовского халифата в X веке. Особую пластическую красоту приобретают архитектурные формы, словно несущие заряд внутренней энергии.

Вспомним, что движение к михрабу идет от входа по центральному широкому нефу к одной из травей, перекрытой кунолом (капелла Вильявисьоса). Здесь пространство охватывается прекрасными, подобными разросшимся кронам громадных пальм, многолопастными перекрещивающимися арками, которые украшены вкладками из резного стука. Эта новая многолопастная форма арок, одновременно сильная и изощренная, прихотливая и геометрически ясная, является одной из достопримечательностей кордовского зодчества. В конструкции купола квадрат преобразован в восьмиугольник при помощи небольших угловых тромпов.

Затем на пути возникает часть перед михрабом, условно называемая капеллой аль-Хакама II. Это также пространство, ограниченное арками необыкновенно сложных, переплетающихся между собой пластически богатых форм. Капелла крыта тремя куполами.

Центральный купол

Центральный купол перед михрабом (965 г.) — воплощение красоты и смелого воображения. Купол на нервюрах не был известен архитектуре Сирии и Египта. Считают обычно, что эта форма пришла в Кордову из Ирана. Так или иначе кордовские зодчие сумели создать свой конструктивно оригинальный и декоративно-эффектный вариант. Долгие столетия купол на нервюрах в виде прекрасной восьмиугольной звезды украшал культовые и светские постройки католической Испании, был распространен в зодчестве ее заокеанских колоний, проник в европейскую архитектуру. Знаменитый итальянский зодчий XVII века Гварино Гварини в своих туринских церквах Сан Синдоне и Сан Лоренцо вдохновлялся образом кордовского купола.

Его восьмиугольная звезда образуется пересечением двух квадратов. Свободная изящная конструкция кажется парящей в воздухе, ибо опора ее тяжести покоится только на маленьких хрупких колонках из зеленой и красной яшмы с позолоченными капителями. Мягкий свет проникает через ажурные каменные решетки, вставленные между концами звезды. В отличие от готической архитектуры нервюры здесь выполняют декоративную функцию. Главная цель — создать совершенно фантастическое впечатление грандиозного раскрытого звездообразного цветка, который венчает пространство и мерцает в полутени сине-золотым узором мозаик. Аналогию трехчастной композиции михраба находят в очертаниях самого древнего и сильно разрушенного временем входного портала на западной внешней стене мечети, получившего более позднее название портала Сан Эстебан (833). Возможно, что, в свою очередь, их общая форма восходит к позднеримскому прототипу.

Михрабная ниша

Особого внимания заслуживает центральная, превосходящая по размерам боковые михрабная ниша. Ориентация на Мекку (кыбла) обозначалась михрабом — молитвенной нишей в стене.

Она ведет во внутреннее помещение — распространенный мотив в традиции андалусского и магрибинского зодчества. В небольшом октогональном пространстве этой камеры на половине ее высоты проходит колонный фриз с трехлопастными ложными арочками, который поддерживает потолок в форме раковины, вытесанной из одного куска мрамора. Подобный античный мотив, совершенством и чистотой своих форм достойный служить ложем богини Афродиты, кажется на первый взгляд неожиданным в мусульманском храме. Между тем основанный на эллинистическом прообразе мотив раковины в качестве полукупола получил не только широкое распространение в Византии, но его можно обнаружить и в ранних молитвенных нишах мечетей Сирии и Египта. В средневековой мусульманской иконографии раковина адекватна жемчужине, символу божественного слова. В кордовской мечети покрытие в форме раковины усиливало акустический эффект: слова молитвы, произнесенные имамом перед михрабной нишей, далеко и четко разносились по огромному залу.

Ясную, легко обозримую михрабную нишу в виде большой подковообразной арки обрамляет несколько прямоугольных декоративных полос. Включение округлых очертаний ниш, оконных и дверных проемов в такого рода прямоугольные рамы — одно из традиционных приемов мусульманского зодчества средневековья. В михрабе Соборной мечети полосы и рамы, как и повсюду, служат созданию упорядоченности и замкнутости композиции. Инкрустация белым мрамором четко выявляет линейные очертания основных геометрических фигур.

Подковообразная арка была давно известна на Пиренейском полуострове, ее изображение встречается на римско-иберийских стелах II и III веков, она была распространена в оформлении аркад и порталов вестготских церквей. Использовали ли мастера Кордовы этот местный источник или же обратились к восточному (иранскому) прообразу, сказать трудно. Рассмотрение самобытной и синтетической культуры Кордовского халифата с точки зрения мотивов и форм, принесенных извне, дает малоплодотворные результаты.

Соборная мечеть представляет собой целостный художественный организм, все элементы которого сливаются в неповторимом образном единстве. Одним из таких элементов является и подковообразная арка. Ее особенность состоит в том, что арка охватывает две трети круга и скат, составляющий продолжение ее внутренней поверхности, выдвигается в виде уступа. И в михрабной нише кордовской мечети пята арки находит поддержку в тех же, что и в куполе, декоративных элементов яшмовых колонках. В подобной форме арки, одного из привлекательных андалусской и магрибинской архитектуры, есть ощущение земной силы. Низкая, упругая, красивой формы, она энергично развертывается на плоскости и как бы властно захватывает пространство. Вместе с тем некоторые исследователи сравнивают ее с космическим образом небесных светил — луны или восходящего солнца. С двух сторон арки расположены две великолепные резные мраморные панели с изображением древа жизни.

Мозаика

Подобно своим дамасским предкам, халиф аль-Хакам II хотел украсить Соборную мечеть Кордовы произведением византийского искусства. Он обратился к императору Византии Никифору Фоке с просьбой прислать опытного мозаичиста. Мастер привез с собой в Кордову стеклянную пасту — подарок императора. Здесь у него появились ученики, по свидетельству хрониста, превзошедшие самого византийца. Широко примененная в украшении трех ниш капеллы мозаика с типичным для искусства Византии растительным узором, в котором преобладает пластический мотив вьющегося стебля, гроздей винограда и цветов с лучистыми лепестками, хотя и является в кордовской мечети иноземной гостьей, не кажется здесь чужеродной. Стиль мозаики, живой и царственно роскошный, вместе с тем обладающий почти каллиграфической четкостью, созвучен образу самой мечети, где царит дух античности и Востока.

На широком полукружии центральной михрабной арки, разбитом на девятнадцать клиньев, чередование мозаичного узора строго симметрично. Соседство исключает черты сходства, различие выявлено в характере орнамента, из которых один более пышный, с более массивными формами, в другом же преобладает легкий плоский рисунок. Соседствуют клинья с орнаментом только разных цветов на разных фонах: на золотом — синий, на красно-синем — золотой, в двух случаях — синий узор на красном фоне. Издали ниша кажется неподражаемым драгоценным изделием. Мозаика горит, сверкает, сливает все краски воедино. Узорчатая поверхность стены словно покрыта изморозью, тонким слоем сияющего льда.

Особую роль в образной системе кордовской мечети играет каллиграфия. Самая крупная прямоугольная рама, включающая в себя михрабную нишу, заполнена надписью куфического почерка, строгие вертикальные очертания которого уже заключают в себе упорядоченность и тектонику. Золотые буквы торжественно рисуются на густо-синем фоне мозаики.

Слово Корана, священной книги мусульман, включенное в орнамент архитектурного убранства мусульманских зданий, выполняло декоратив-аую и изобразительттую функцию. В своем зрительном воплощении оно становилось вечным, запечатленным на века. Арабская каллиграфия заключала в себе религиозно-символическую идею священного характера письма. Не случайно ее называют единственной в мусульманском мире сакральной иконографией и как зримое воплощение слова — божественного разума — самым арабским из пластических искусств. Значение арабской калиграфии вышло далеко за пределы культа. Наделенная самоценной выразительностью художественной формы каллиграфия стала не только видом орнамента, но и органической частью живописно-пластического синтеза в памятниках искусства. Поразительно развитое в исламизированных странах искусство письма было как бы одной из главных сфер приложения творческих сил средневековых художников, ограниченных в своем изобразительном репертуаре предписаниями религии.

В Соборной мечети Кордовы очевидна ведущая роль архитектуры, которая в средние века была основой синтеза и носителем эстетических концепций эпохи. Вместе с тем исключительно важное значение здесь приобрели декоративная скульптура, живопись и каллиграфия, органически связанные с образной структурой памятника.

Читайте также:

Источники