www.Arhitekto.ru - Архитектору

История архитектуры

...на главную
...карта сайта

 | Архитектура Древнего мира |  Античная архитектура |  Византия |  Древняя Русь |  Исламская и арабская архитектра |  Романский стиль | 
 |  Средневековая Италия |  Французская готика |  Архитектура Испании |  Возрождение |  Барокко |  Классицизм | 

Архитектура Испании

Соборная мечеть самое грандиозное строение Кордовы

Соборная мечеть и римский мост - www.Arhitekto.ru Главное сооружение Кордовы — ее знаменитая Соборная мечеть - сложено именно из золотистого камня. Встреча с этим прославленным памятником мировой архитектуры вызывает так много впечатлений и зрительных ассоциаций, что все остальное, построенное в городе, воспринимается как своего рода сопровождение ведущей темы.

Строительство Собрной мечети в Кордове было задумано как своего рода возрождение на далекой испанской земле знаменитой мечети Омейядов в Дамаске (705 — 715). Дух подражания сирийской традиции на первых порах охватил весь уклад жизни, поэзию, музыку и архитектуру Кордовы. Воспоминание об утраченной родине заставляло называть многие пиренейские города сирийскими именами, цветущая долина Гвадалквивира сравнивалась с оазисом Гуты под Дамаском.

Воздвигнув в 785 — 788 годах в окрестностях Кордовы свою резиденцию, Абд ар-Рахман 1 Пришелец назвал ее ар-Русафой в память о резиденции своего деда, халифа Хишама, в Пальмирской пустыне. Он засадил новую ар-Русафу пальмами; традиция приписывает Пришельцу стихи «К пальме», в которых отождествляется его судьба изгнанника с судьбой пальмы, пересаженной на чужую землю. По мере того как власть кордовского государства укреплялась, сюда из Сирии прибывали группы иммигрантов, что в свою очередь способствовало расширению влияния, шедшего с арабского Востока.

Обращение к сирийской традиции противостояло влиянию другого, более мощного очага арабской цивилизации, который сложился в аббасидском Ираке и получил развитие в Египте. Если мечеть в Дамаске была все же произведением переходного стиля, то в IX веке на арабском Востоке возник тип колонной мечети, ставший своего рода классическим. Сооруженная при Аббасидах мечеть в Самарре дошла до нас в виде величественных руин, и об особенностях этого типа в его своеобразном египетском преломлении позволяют судить ранние мечети Каира.

Существовала также несомненная связь кордовского памятника с самой старой мечетью Магриба — мечетью Сиди-Окба, законченной строительством в IX веке в священном городе ислама Кайруане.

Мечети Дамаска, Каира, Кайруана и Кордовы составляют созвездии знаменитых колонных мечетей арабского мира, дошедших до нашего времени. В ряду этих грандиозных и величественных созданий мирового зодчества особое место занимает Соборная мечеть Кордовы.

В истории архитектуры есть памятники, которые как бы несут на себе бремя веков, к их числу относится и Соборная мечеть в Кордове.

Обычно, когда говорят о кордовской мечети, то прежде всего упоминают ее грандиозные размеры — около восьмисот пятидесяти колонн, девятнадцати нефов, идущих с севера на юг, тридцати шести травей — с востока на запад. Распластанная по земле мечеть настолько велика и так тесно окружена городской застройкой, что увидеть целиком ее можно только с большой высоты. Строительство осложнялось неровным рельефом местности, склоном почвы к реке.

Четкие очертания архитектурного сооружения были достигнуты благодаря увеличению высоты внешних степ от восьми до двадцати метров. Введение вертикальных акцентов — минарета, куполов и крыш — лишь оттеняло развертывание плана здания по горизонтали.

Окруженный стеной громадный прямоугольник (200Х144 м) имеет четыре фасада. Менее всего пострадал от поздних переделок и добавлений самый древний западный фасад. Уходящая в даль улицы не очень высокая стена на подии в шесть-семь ступеней завершена зубчатыми акротериями. Из массива стены выступают плоские контрфорсы, между которыми расположены сходные между собой, хотя и созданные в разное время, декорированные входные порталы. Ни один из них не выделен в качестве главного. Мерный ритм контрфорсов и порталов усиливает впечатление протяженности и без того огромной стены и вместе с тем оживляет и разнообразит ее поверхность. Здесь нет пластически богатого сложного архитектурного решения, само представление о фасаде в какой-то мере условно. Между тем снаружи мечеть производит большое впечатление.

Общая спокойная, слегка расчлененная выступами горизонталь объема здания, сложенного из крупных, словно изъеденных временем квадров камня, полна удивительной красоты. Техника кладки из сложенных насухо блоков выявляет пластическую мощь камня, ее стены-фасады тяжело осели в землю. Огромную роль играет цвет камня, иногда с густым теплым медовым оттенком, — это цвет египетских пирамид, афинского Акрополя, ансамблей Пальмиры и Баальбека.

Список использованной литературы

на главную



© Все права сохранены. Arhitekto.ru