www.Arhitekto.ru - Архитектору

История архитектуры

...на главную
...карта сайта

 | Архитектура Древнего мира |  Античная архитектура |  Византия |  Древняя Русь |  Исламская и арабская архитектра |  Романский стиль | 
 |  Средневековая Италия |  Французская готика |  Архитектура Испании |  Возрождение |  Барокко |  Классицизм | 

Французская готическая архитектура

Световая среда готического собора

Стрельчатые своды позволили не только значительно увеличить высоту и ширину нефов и дали мощный толчок к разработке новых технических и художественных возможностей строительства. С распределением возникающего в своде давления по четырем точкам его опор и нейтрализацией бокового распора гибкой конструкцией вынесенных наружу аркбутанов, надежно опирающихся на контрфорсы, отпала необходимость в толстой, несущей на себе весь груз свода могучей романской стене.

Появилась возможность не только перекрыть внутреннее пространство прочными и надежными сводами, но и создать в нем особую световую среду, прорезав стену огромными окнами. В сооружениях высокой французской готики оконные проемы заняли всю поверхность стены под сводами над аркадой центрального нефа и, казалось бы, открыли интерьер собора вовне, в то время как взаимозависимость внутренних и вынесенных наружу частей готической архитектурной конструкции связала членения интерьера с его внешней оболочкой и, таким образом, — его внутреннее пространство с окружающей средой.

Интерьер готического собора проявляет тенденцию к воссоединению с окружающим простором, воздухом, небом, бесконечностью не только вертикальной устремленностью всех своих форм, но и прорезанностью стен громадными окнами и взаимопроницаемостью внешних и внутренних частей конструкции храма. И в то же время вдохновенно открытый во внешний простор интерьер готического собора навсегда отделен от него прозрачной, но ничем не проницаемой преградой — цветные витражи, занимающие оконные проемы и создающие в храме особую цветовую атмосферу, препятствовали этой связи внутренности католической церкви с превратностями окружающего мира.

«Свет удивительный и нескончаемый священнейших окон, красоту храма наполняющий», представлял собой один из основных компонентов художественного воздействия готического интерьера, который вместе с вертикализмом возносящихся к сводам архитектурных элементов и необъятностью пространственного развития порождал в храме особую световую стихию, атмосферу просветленности, создавая редкое по своей целостности, чистоте и силе настроение духовной возвышенности.

Будучи проводниками не только физического света, одухотворяющего каменную плоть храма, но и света христианского знания, отвечая обширной теологической программе, витражи довершали и дополняли ту грандиозную энциклопедическую систему представлений готической эпохи, которая была воссоздана в конкретном многообразии пластики, снизу доверху занимавшей собой фасады храма.

Список использованной литературы

на главную

Собор в Реймсе. Интерьер - www.Arhitekto.ru

Собор в Реймсе. Интерьер. 1211-1280 гг.



© Все права сохранены. Arhitekto.ru